Характеристика куратора

Каким должен быть куратор

Характеристика куратора

Цель деятельности куратора – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Настоящий классный руководитель – это мудрый воспитатель, который видит в своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную. Ребенок – горящий факел! Это живое пламя. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в ребенке.

Основные задачи и содержание (направления) работы куратора:

1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в карте личности.
2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

3. Осуществляет помощь в учебной деятельности.
4. Содействует и координирует получение дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе.

Функции классного руководителя:

  1. Организационно- координирующие

  2. Аналитико-прогностические

  3. Коммуникативные

  4. Контрольные

1. Организационно- координирующие:

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, педагога ДО);
  • проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.

2 коммуникативные

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между учителями-предметниками и обучающимися;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

3. аналитико-прогностические

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития ученика.

4) Контрольные

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Организация деятельности классного руководителя:
-организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

-проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;-организует работу с родителями (по ситуации);-проводит работу с учителями-предметниками, работающими с учеником (по ситуации);

-анализирует состояние успеваемости в целом;

– составляет карты личности, план воспитательной работы.

По результатам социологического опроса были выявлены 3 основные качества классных руководителей:

1. Интерес к жизни

2. Интерес к человеку.

3. Интерес к культуре.

Интерес к жизни – первая основная личностная черта педагога, способного успешно выполнять должностную роль куратора.

Фраза о том, что педагог должен оставаться немного ребенком, означает не сохранение инфантильности, а сохранение способности острого проживания момента жизни – любого момента жизни: цветка, звука, течения реки, захода и восхода солнца, смены времен года, работы автопогрузчика, бурного дождя, доброго лица ребенка и сердитого рычания собаки, забастовки шахтеров и открытия новой планеты.

Интерес к жизни – условие работы с детством, которое обладает таким интересом и не приемлет равнодушия к ЖИЗНИ. Но интерес к жизни – условие эффективности воспитания, ибо воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

2. Интерес к человеку

Вторая личностная характеристика куратора, способствующая успешности работы с детьми, – интерес к человеку как таковому. Исключаем при этом простое любопытство к скрытой стороне внутреннего мира человека.

Направив внимание на внутренний мир воспитанника, педагог обретает материал для профессионального раздумья, размышления, анализа, оценки, педагог сталкивается с педагогической проблемой, которую и решает профессионально-педагогически, тогда всё для него приобретает интерес, не вызывает раздражения и административного озлобления против непонятного поведения непонятных, не желающих воспитываться детей.

Куратор, воспринимая детей как носителей индивидуального внутреннего мира, принимает непонятность, необъяснимость, странность, неординарность детей в их взаимодействии с миром, оттого он прост в обращении с детьми, добр в своих оценках, ласков и несуетлив, уверен и спокоен в организации дела. Дети же тогда говорят, что у них хороший классный руководитель, добавляют, что любит их, но объяснить не могут оснований для такого суждения о любви.

Извлечем из анкеты, проведенной среди школьников суждения, касающиеся личностных качеств педагога. Дети разных возрастов дописывали фразу “Если бы был я, то…”. Вот некоторые суждения:

— … я бы любил детей, был добрее, мягче…

— … я бы уважал ребенка как Человека…

— … я был бы человечным, чтобы дети не боялись…

— … я бы не конфликтовал с детьми…

— … я бы не кричал на детей…

– …я бы научился прощать детей…

Интерес к человеку не замечается и не фиксируется, когда он есть, но его отсутствие сразу замечается и вызывает нарекания у того, с кем общаются, и запоминаются ошибки, неудачи, обиды, недостатки – они высмеиваются детьми, могущими себя защищать только таким образом.

3. Интерес к культуре

Культура, как и сама жизнь, в постоянном движении. Педагог вынужден прослеживать развитие культуры, удерживая постоянно внимание на этом объекте, проявляя к нему интерес.

Третье личностное качество куратора обеспечит высокий уровень развития детей, а значит, облегчит им вхождение во взрослую жизнь, обусловит уровень социальной среды такого вхождения, определит культурное богатое содержание их будущей жизни.

Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является продуктом и представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней культуры, хотя он ею владеет в недостаточной или слабой степени, а иногда и вовсе далек от неё.

Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, Педагог сам овладевает тем, что прививает детям.

Эта преудивительная сторона педагогической профессии не сразу открывается молодому педагогу, а когда открывается, уже ничто не страшно педагогу, и он с радостью вместе с детьми осваивает достижения культуры.

А интерес к культуре классного руководителя обесчивает меру качественности профессиональной деятельности. Посмеем добавить, что, вероятно, результативность работы любого профессионала будет выше при наличии внимания профессионала на культурные мировые достижения.

Воспитательная цель, воспитательные методы и воспитательные результаты ни в коем случае не определяют наличностью указанных личностных качеств педагога, сами по себе данные качества не заменяют необходимого профессионализма, и поэтому очень вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, тем не менее, их влияние сильно и основательно, хотя ограничено лишь влиянием на меру.

Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, вступающего в должность куратора.

Но они обладают ещё одной важной ролью сберегают физическое, психическое здоровье педагога, освещают его жизнь веселыми красками разноцветной действительности, укрепляют духовные силы педагога в его- противостоянии мерзостям жизни во имя добра, истины и красоты.

Практический выход

  • Предлагаем Вам выглянуть в окно, оценить погоду, найти её приятные стороны. А теперь: что бы вы сказали детям при встрече, проживая приятность сегодняшней погоды?
  • Вы заметили, что ваш знакомый, всё более увлекаясь бизнесом, теряет свои добрые черты, черствеет душой. Придите к детям, сообщите о ваших мыслях по поводу соотношения “духовного” и “материального”. Постарайтесь никого не осуждать, предложив детям поразмышлять о том, что составляет содержание жизни человека (и кошки, собаки, кролика, курицы), а что есть средство жизни человека (и кошки, собаки, кролика, курицы).

В случае, когда дети ведут себя нехорошо, на ваш взгляд, выскажите удивление, назовите их поведение странным, непонятным, а их внутренний мир непостижимым для себя. И понаблюдайте за реакцией детей, вслушайтесь в интонации, когда он станут объяснять свои действия.

Вы были свидетелем того, как по улице шел чело век и пел, негромко и весело. Спросите детей, могут ли они позволить себе запеть на улице, когда им весело и хочется петь.

А далее предложите им здесь, и сейчас пропеть одну строчку песни тому, чье настроение позволяет это сделать. Поговорите с ними о мере свободы человека в обществе. Не забудьте сказать им и о своем умении либо неумении быть свободным в своих проявлениях.

Вероятно, Вы заметите улучшение в поведении детей и повышение меры доверия по отношению к Вам.

Вам нравится, когда мужчина высказывает женщине своё уважение, поклонение, признание. Вы согласны, что в такого рода поведении присутствует символика: мужчина склоняет голову перед Женщиной как прародительницей человеческого рода.

Вы понимаете, что ваши дети должны вырасти до такого философского сознания. Но сейчас, пока они ещё малы, корректируйте поведение мальчиков – даже если они ниже ростом и мельче телом по сравнению с девочками, опережающими мальчиков в развитии на полтора-два года.

Начните, пожалуйста, с того, что потребуйте к себе отношения как к даме, не только учительнице.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Представив научно-теоретическое видение кураторства, попробуем сформулировать окончательное резюме в виде некоторых обобщенных руководящих положений, могущих служить работающему педагогу опорой и указанием в ежедневной его совместной деятельности с детьми.

Такие общие руководящие положения, последовательная реализация которых содействует достижению цели, принято называть принципами.

Первый. Куратор есть организатор реального сиюминутного проживания достойной жизни в каждую минуту совместной деятельности с детьми. Пусть этот принцип станет называться “принцип достойной реальности”.

Второй. Куратор, вводя детей в культуру мира, раскрывает перед ними мир, научая детей видеть мир таковым, каким видит его сегодня современный культурный человек, распредмечивающий предметность мира, выявляющий ценностность, скрытую в предметном мире. Этот принцип может быть обозначен как “принцип ценностного извлечения”.

Третий.

Проецируя в детях будущую способность самостоятельно строить свою жизнь как жизнь достойную Человека, классный руководитель неустанно оснащает детей способами самостоятельного свободного выбора в жизненных ситуациях и формами соответственного выбору поведения, предоставляя максимально возможное поле для самостоятельности, перекладывая всё более и более выбор, и ответственность за выбор на самих детей. Название этого принципа – “принцип незавершенности,,.

Руководствуясь этими принципами, куратор гарантирован от неуспеха, хотя, разумеется, сами по себе реализованные принципы без методического и технологического оснащения могут обеспечить минимальный успех. Но, заметим, нарушение принципов разрушает все планируемые педагогом результаты.

Философский анализ феномена культуры позволяет трактовать воспитание как духовное восхождение и возвышение личности к достижениям культуры. М.С.Каган, совершивший аналитическое рассмотрение культуры, пишет: “Воспитание есть не что иное, как формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность не знающего предела, ненасытного культурного возвышения”.

Воспитательный процесс сродни искусству. Но, как ни странно, на практике мы склонны забывать данный тезис, который был выдвинут Ушинским.

Мы апеллируем к логике, выстраиваем наукообразные конструкции, не веря, что порой одно лишь слово, несущее в себе веру в ребенка, может дать желаемый результат. Мы боимся убедиться в том, что наша пластика, мимика, ритмика, мелодика голоса являются сильнейшими факторами воспитания ребенка.

Потому что, если мы поймем, что наша работа с детьми – это искусство взаимодействия с ребенком, то мы будем вынуждены заново осваивать свою профессию.

Вдумаемся ещё раз в суждение А.С.Макаренко, педагога великого в своем профессиональном деле:

• Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем, утверждал он. И добавлял с горечью: – Наше педагогическое производство никогда не строилось на технологической основе, а всегда на логике моральной проповеди.

Источник: https://infourok.ru/kakim-dolzhen-byt-kurator-4613968.html

Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования

Характеристика куратора

Винограденко Инна Сергеевна

РОЛЬ КУРАТОРА  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Заместитель директора

 по воспитательной работе

ЧУПОО ТЕХНИКУМ

 «БИЗНЕС И ПРАВО»

 Винограденко Инна Сергеевна

Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились.

В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе.

В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение.

Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.

Значение слова Куратор по Ефремовой:

Куратор – 1. Лицо, которому поручено наблюдение за кем-л., чем-л.2. устар. Попечитель.

Куратор в Энциклопедическом словаре:

Куратор – (от лат. curator – попечитель) -..1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы. 

2) В некоторых учебных заведениях -преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

Значение слова Куратор по словарю Ушакова:

КУРАТОР, куратора, м. (латин. curator -попечитель). 1. Опекун, попечитель (устар.). 2. Студент в клинике, наблюдающий за больным (мед.).

Значение слова Куратор по словарю Даля:

Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу.

От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое.

Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО  – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:

–        изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;

–        постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;

–        совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;

–        выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;

–        формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;

–        сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;

–        вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;

–        установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе

Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы».

В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,

Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки.

Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе.

Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок.

Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.

Список литературы:

1.                Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.

2.                Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.

3.                Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.

4.                Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.

5.                Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.

6.                И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7.                Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.

8.                С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-kuratora-v-sovremennyh-usloviyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.