Стадии рассмотрения административного правонарушения

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях

Стадии рассмотрения административного правонарушения

Рассмотрение дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП) как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу.

При этом рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на несколько частей: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; постановление по делу об административном правонарушении и его оглашение.

Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность.

В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

а) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

б) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

в) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

г) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

д) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

е) имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости могут быть вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, влекущих согласно КоАП прекращение дела, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

КоАП устанавливаются следующие правила о месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Так, по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.33 (невыполнение соглашения), ст. 5.

34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), а также рядом других статей, предусмотренных КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

https://www.youtube.com/watch?v=IpmosCQQUwQ

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

КоАП определяются также и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Так, по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Особую правовую нагрузку в рамках данной стадии несет рассмотрение дела об административном правонарушении, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Рассмотрение дела по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания.

Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является принятие постановления.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся следующие виды постановлений: а) о наложении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.

Постановление о наложении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Определение меры наказания осуществляется в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учетом принципа индивидуализации.

Структура постановления состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части должны быть указаны: номер постановления, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество), полное наименование юридического лица. При этом могут быть указаны иные сведения, например, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий.

Описательная часть постановления представляет собой обоснованное решение, которое судья, должностное лицо, коллегиальный орган принимают по рассматриваемому делу об административном правонарушении. В постановлении излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Важнейшим компонентом описательной части является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В постановлении должны получить оценку все доказательства.

Судья, должностное лицо должны указать, какие из доказательств являются достоверными, а какие недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

В описательной части постановления при назначении наказания должны быть учтены обстоятельства, характеризующие степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие ответственность правонарушителя. При рассмотрении дела может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление также должно содержать мотивировку принятого решения.

Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу об административном правонарушении: фамилия, имя, отчество физического лица, наименование организации; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания (основного и дополнительного); окончательная мера административного наказания.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу; совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания, а также если установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

При этом копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица

Источник: https://studopedia.ru/5_96588_stadiya-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii-vidi-postanovleniy-i-opredeleniy-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Стадии рассмотрения административного правонарушения

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела.

Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

https://www.youtube.com/watch?v=BV0eAMGeBNs

Замечание 1

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов  относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения.

При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица.

Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Замечание 2

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в  лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

Замечание 3

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц.

Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела.

В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Замечание 4
Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Опиши задание

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо.

После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу.

  Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Замечание 4
Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях.

Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Замечание 5

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления.

Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания.

После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

Замечание 6

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий.

Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление.

Речь об этом идет в ст.29.13.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/rassmotrenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushe/

Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях

Стадии рассмотрения административного правонарушения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Факультет подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения (заочный юридический факультет)

Магистерская диссертация

на тему «Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях»

Москва 2018 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы производства по делам об административных правонарушениях

1.1 Общая характеристика понятия и содержания производства по делам

1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.3 Пересмотр постановления и решения

2.4 Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях носит достаточно сложный характер – в большинстве случаев необходим целый комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Возбуждение дела об административном правонарушении – это начальная стадия производства по делам об административных правонарушениях, которая имеет специфическое процессуальное оформление, суть которого заключается в составлении особого процессуального документа – протокола об административном правонарушении. Практика показывает, что именно на этом этапе допускаются ошибки, которые в дальнейшем остальные стадии теряют свое назначение.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является второй и ключевой стадией производства по делам об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики рассмотрения должностными лицами и судьями дел об административных правонарушениях выявил в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) ряд пробелов и недостатков.

Нельзя не отметить, что процедура пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ детализирована в меньшей степени, чем в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, что негативно сказывается в правоприменительной практике при реализации положений главы 30 КоАП РФ.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является четвертой стадией административно-деликтного производства, основная задача которой состоит в реализации уполномоченными органами государственной власти и должностными лицами по отношению к правонарушителю содержащихся в административном законодательстве мер правового воздействия, заключающихся в наложении административного наказания. В правоприменительной деятельности не снижается количество ошибок и нарушений законности, допускаемых должностными лицами органов государственного управления при исполнении таких постановлений.

В качестве элементов производства по делам об административных правонарушениях выступают его стадии.

Стадия является самостоятельной частью производства, которая характеризуется наличием специфических задач, особого круга участников производства и совокупности процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и завершающихся принятием решения юридического характера.

Многие проблемы стадий рассмотрения дел об административных правонарушениях уже были предметом научного исследования, но, тем не менее, утверждать, что в настоящее время решены все проблемы в рассматриваемой сфере, пока невозможно.

Например, отсутствует законодательное понятие производства по делам об административных правонарушениях; существуют проблемы связанные с отказом или уклонением от исполнения своих обязанностей свидетеля, специалиста, эксперта и переводчика; возникают процессуальные сложности при необходимости привода привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности.

Степень разработанности темы исследования. Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что в определенной мере проблемы изучения стадий рассмотрения дел об административных правонарушениях рассматривалась в трудах А.Б. Агапова, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, А.А.

Кармолицкого, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, Ю.И. Мигачева, В.Н. Манохина, М.Я. Масленникова, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, И.В. Пановой, Л.Л Попова, В.А. Прокошина, А.С. Прудникова, Н.Г. Салищевой, С.А. Старостина, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, Н.Ю. Хаманевой, А.П. Шергина, В.А.

Юсупова и других ученых.

Вместе с тем следует отметить, что при всей научной значимости этих исследований, в работах указанных авторов вопросы, связанные со стадиями рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассматривались в формате отдельных компонентов различных институтов административной юрисдикции. Таким образом, поставленная в магистерской диссертации проблема нуждается в дополнительном рассмотрении.

Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения, возникающие в различных стадиях рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Целью магистерской диссертации заключается в комплексном исследовании особенностей стадий рассмотрения дел об административных правонарушениях и формулировании выводов с учетом правовых реалий современного развития административного законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

дать общую характеристику понятия и содержания производства по делам об административных правонарушениях;

изучить правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности;

изучить основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении;

проанализировать правовые аспекты рассмотрения дела об административном правонарушении;

дать правовую характеристику стадии пересмотра постановления и решения по делу об административном правонарушении;

изучить порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания: анализ, синтез, системный.

В ходе исследование так же использовались специальные научные методы: конкретно-социологический, социально-правовой эксперимент, формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы.

Данные методы позволили наиболее полно рассмотреть различные аспекты административно-правового статуса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Нормативную основу магистерской диссертации составили Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и иные нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу магистерской диссертации составили работы таких ученых, как: Агапов А.Б., Анохина Н.В., Бахрах Д.Н., Дугенец А.С., Кисин В.Р., Кононов П.И., Конин Н.М., Коренев А.П., Мещерякова Т.Р., Мигачев Ю.И., Новиков В.П., Панова И.В., Попов Л.Л., Пивченко Ю.В., Салищева Н.Г., Соловьева О.М., Серков П.П., Серов А.С., Цуканов Н.Н., Чекалина О.В., Шергин А.П., Якимов А.Ю. и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сформулирована авторская дефиниция категории «производство по делам об административных правонарушениях» – это определенная упорядоченная совокупность действий органов публичной администрации по рассмотрению и разрешению административных правонарушений.

2. Целесообразно часть 1 ст. 27.15 КоАП РФ изложить в новой редакции: «Статья 27.15. Привод

1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.

7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, а также свидетеля».

3. Считаем необходимым ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ дополнить следующей формулировкой: «Адвокат, выступающий в качестве защитника и представителя, имеет право привлекать специалиста в процессе собирания доказательств».

4. Предлагаем дополнить ст. 17.9 КоАП РФ частью 2 следующего содержания: «Отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей свидетеля, специалиста, эксперта и переводчика».

Теоретическое и практическое значение полученных результатов заключается в том, что они имеют как теоретический, так и практический интерес и могут быть использованы в:

– научно-исследовательских работах: для дальнейшей разработки теоретических и практических проблем рассмотрения дел об административных правонарушениях

– правотворческой и правоприменительной деятельности: результаты исследования содержат ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, указанные рекомендации могут быть использованы в правоприменительной практике;

– учебном процессе: материалы исследования могут быть использованы при преподавании студентам высших учебных заведений дисциплин «Административное право РФ», «Административный процесс», «Административная ответственность», «Административное судопроизводство».

Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, которые содержат в себе шесть параграфов, заключения и списка используемых библиографических источников.

Глава 1. Теоретико-правовые основы производства по делам об административных правонарушениях

1.1 Общая характеристика понятия и содержания производства по делам об административных правонарушениях

административный правонарушение постановление решение

Несмотря на значительное законодательное закрепление, правовое регулирование и практика производства по делам об административных правонарушениях остаются актуальными на сегодняшний день в связи с продолжающимися политическими, правовыми и социально- экономическими преобразованиями, происходящими в Российской Федерации.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00993288_0.html

Понятие и общая характеристика стадии рассмотрения дела об административном правонарушении

Стадии рассмотрения административного правонарушения

Рассмотрение дела об административном правонарушении – это центральная стадия административно-юрисдикционного производства, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку всех фактических обстоятельств дела об административных правонарушениях и принятие решения по делу.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа:

1) подготовительный этап (этап подготовки дела к рассмотрению);

2) непосредственное рассмотрение дела по существу;

3) вынесение постановления (определения) по делу и его оглашение.

На первом этапе – этапе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, судья, орган, должностное лицо, к которым поступило на рассмотрение данное дело, должны в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ выяснить следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (перечень таких обстоятельств содержится в ст. 29.2 КоАП РФ);

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы, наличие которых является своего рода гарантией всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

После выяснения всех этих обстоятельств судья или компетентное должностное лицо выносит:

а) либо одно из следующих определений:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ, а также об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу либо о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела);

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;

б) либо постановление о прекращении производства по делу, если имеются исключающие производство по делу об административном правонарушении обстоятельства (их перечень содержится в ст. 24.5 КоАП РФ).

Статьи 29.5 и 29.6 КоАП РФ регламентируют место и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено и по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

https://www.youtube.com/watch?v=IpmosCQQUwQ

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В то же время в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан (а это ст.ст. 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.45, 5.56 КоАП РФ), должны рассматриваться в пятидневный срок со дня получения судьей протоколов об административном правонарушении и других материалов таких дел. Причем продление указанного срока законом не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого в качестве санкции влечет административный арест либо административное выдворение, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вторым этапом стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях является непосредственное его рассмотрение, порядок которого регламентирован нормами ст. 29.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины в случае их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в одном из следующих случаев:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

Если рассмотрение дела не прерывается по одному из перечисленных выше обстоятельств, то далее оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется административно-юрисдикционного производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела – заслушивается и его заключение.

https://www.youtube.com/watch?v=YpK4BYCc1UQ

В случае рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом, закон (ст. 29.8 КоАП РФ) предусматривает ведение соответствующего протокола.

Кульминационным моментом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении является этап вынесения соответствующего постановления (о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу) и его оглашение (а также вручение под расписку или высылка по почте привлекавшемуся к ответственности лицу и потерпевшему) либо одного из следующих определений:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s8277t7.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.