Психолого педагогическая характеристика на курсанта

Психологические особенности курсантов

Психолого педагогическая характеристика на курсанта

Определение 1

Курсант – это человек, обучающийся в специальном учебном заведении и имеющий устойчивые психические качества личности, определяющие его поведение, выражающееся в отношениях к внешнему миру, другим людям, самому себе.

Юношеский возраст курсанта находится на стадии перехода к зрелости, поэтому развитие желаний и стремлений происходит раньше, чем воля и сила характера.

Социально-психологические особенности курсантов зависят от целого ряда факторов и проявляются в его духовном облике, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущего офицера.

Важными составляющими будущего офицера являются отличное овладение выбранной военной профессией, отношение к учебе, дисциплине, службе.

В этом возрасте идет формирование мировоззрения, потребность выработать свое отношение к жизни. Иногда мировоззренческие взгляды будущих офицеров отличаются противоречивостью, и курсанты находятся в затруднении при оценке социально-политических явлений и событий.

Характерными для курсантов являются острая восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность, поэтому часто они реагируют на недостатки очень остро.

Сложным для обучения курсантов является первый курс, потому что появляется противоречие между привычными формами поведения и требованием устава, идет формирование новых стереотипов, выработка новых привычек.

Поскольку этот процесс очень болезненный, то вполне может вызвать отрицательные психические реакции и переживания.

К другому противоречию первого года обучения относится сложность учебного материала и отсутствие навыков самостоятельной работы.

Опыт учебы и службы курсанты приобретают на втором курсе военного училища, происходит завершение процесса адаптации, курсанты действуют уже увереннее, выполняют требования военной присяги и воинских уставов.

На втором курсе начинают складываться крепкие воинские коллективы, но процесс сплочения продолжается и к третьему курсу, когда половина пути уже пройдена, курсанты накапливают богатый опыт учебы и службы, опыт в поведении, во взглядах и установках, в их духовном облике происходят значительные изменения.

Мировоззрение становится содержательным и более полным, знания по вопросам общественной жизни перерастают в убеждения, появляется умение аргументировано их отстаивать.

Профессиональное формирование курсантов происходит на четвертом курсе – черты характера стали устойчивыми, мировоззренческие взгляды и убеждения упрочились, выработалась жизненная позиция.

Формируется военное мышление курсантов, позволяющее успешно действовать в боевой обстановке.

Направленность курсанта военного училища является ведущим психологическим свойством личности, от которого зависит его генеральная линия в жизни.

Ведущее место в психологической структуре военно-профессиональной направленности курсанта занимают военно-политические и профессиональные убеждения.

С точки зрения психологии убеждения являются сплавом познавательных, эмоциональных, волевых элементов, проникнутых волевыми устремлениями.

Духовно-нравственное воспитание курсантов

Сущность нравственного воспитания заключается в целенаправленном, прямом и опосредованном педагогическом воздействии на сознание и волю военнослужащих, обеспечивающих перевод общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе.

Отсюда задачи воспитания курсантов заключаются в следующем:

  • в формировании самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Родина, честь, совесть, конституционный долг;
  • приобщение к традициям и истории своего Отечества и народа, Вооруженным силам;
  • выявление и реализация способностей в воинской деятельности, развитие морально-психологического потенциала, готовности к самопожертвованию ради победы;
  • в формировании норм гуманистической морали, уважения к воинам других национальностей и вероисповедания;
  • в осознании крепкой воинской дисциплины в армии, саморегуляции поведения;
  • в физическом совершенствовании и готовности переносить физические и психологические нагрузки;
  • в подготовке сознания к переходу с мирного на военное время.

Руководить этим процессом должны преподаватели и командиры.

Для того чтобы курсанты были готовы к выполнению служебных обязанностей важно:

  • ставить их в реальные условия службы в войсках;
  • сокращать сроки для выполнения задач и принятия решений, увеличивать темп деятельности;
  • усложнять в проводимых занятиях непредвиденные препятствия;
  • практиковать задачи с наличием элементов риска и опасности;
  • ставить задачи с творческим решением, требующих самостоятельности;
  • создавать ситуации, требующие повышенной активности.

Для того чтобы формировать у курсантов способность непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях переводить в сознательные, им надо помочь овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки.

Весь исторический опыт формирования жизненной позиции Защитника Отечества говорит о том, что в духовно-нравственном развитии на особом месте находилась деятельность православной церкви, традиции которой в годы советской власти были разрушены.

Солдаты, офицеры и военные священники вместе переносили тяготы и лишения, выпадавшие на долю армии.

Сегодня действующее законодательство, силовые министерства и ведомства, Устав Синодального Отдела определяют правовое поле в области духовного образования и просвещения.

Подписаны Соглашения о сотрудничестве со структурными подразделениями Русской Православной Церкви.

Образование и духовное просвещение военнослужащих осуществляется на добровольной основе с одной стороны, а с другой стороны законодательство запрещает притеснение военнослужащих, ограничение их прав, включая духовное образование.

Замечание 1

Все шаги, предпринимаемые в военных учебных заведениях сегодня, оказывают помощь в формировании системы духовно-нравственного воспитания будущих офицеров, в основе которого лежат лучшие традиции воинской славы.

Волевая регуляция профессионального обучения курсантов

Сегодня профессиональное образование имеет большое значение в развитии России.

Для специалиста необходима не только профессиональная компетенция, но и такие качества как инициативность, умение работать в команде, саморазвитие.

Для удовлетворения своих потребностей личность выбирает способ, соответствующий её жизненным принципам.

В основе успешной профессиональной деятельности лежит множество факторов, среди которых важное место занимает сила мотивации и волевая регуляция.

Волевая регуляция оказывает значительное влияние на результаты учебной деятельности в военном учебном заведении. Волевая регуляция на разных курсах обучения курсантов различна.

Первый год обучения связан с адаптацией, происходит изменение моделей поведения. Задача молодого человека – занять место, соответствующее его представлениям.

В группе складываются неформальные отношения и, наряду с чувством дружбы, могут возникнуть негативные моменты особенно с наличием «лидера», имеющего отрицательную направленность.

Обычно такому «лидеру» характерны жесткость, эгоизм, желание подчинить себе людей, во что бы то ни стало, получить незаслуженные привилегии.

При такой ситуации, чтобы противостоять, волевые качества личности имеют большое значение.

Неформальные лидеры подталкивают других курсантов на нарушение дисциплины и порядка, поэтому роль волевой регуляции возрастает.

На втором и третьем курсах, у курсантов, прошедших сложный период адаптации мировоззрение становится полным и содержательным, осознается необходимость получения профессии.

Сформировавшимися специалистами в профессиональном отношении, с выработанной жизненной позицией курсанты становятся на четвертом курсе.

Одним из волевых качеств курсантов является их целеустремленность, где взаимодействуют три стороны: содержательная, идейная и нравственная.

Свое сильное воздействие оказывает соблюдение ритуалов – ежедневные построения, поднятие флага, ношение формы вызывают положительные эмоции и формируют чувство принадлежности к коллективу.

Замечание 2

Таким образом, волевая регуляция имеет большое значение в становлении специалиста при освоении им профессии. Для решения практических задач курсантам необходимо её развивать, включая потребностно-мотивационную сферу.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_kursantov/

Характеристика на курсанта

Психолого педагогическая характеристика на курсанта

Обратите внимание — здесь не указан год рождения курсанта.

Характеристику подписывает от воинской части — офицер, у которого курсант проходил стажировку и руководитель стажировки от училища.

Характеристика дана как пример. Можно изменять и дополнять.

Но необходимо предупредить любителей красивого слога — характеристика даётся по итогам стажировки, а не для представления к награждения орденом. Так что особо выделять достоинства не следует.

Вообще же на моей памяти эта характеристика подшивалась в личное дело и ни на что не влияла. Получив офицерское звание бывший курсант может осознать, а также изменить отношение к службе не только в лучшую сторону.

Служебная характеристика на курсанта

рядового ИВАНЦОВА С.И.

Рядовой Иванцов Сергей Иванович стажировался в должности начальника расчёта СПУ 5-группы войсковой части 00000 с 28 декабря 2004 года по 16 января 2005 года.

За время прохождения службы рядовой Иванцов С.И. повысил уровень профессиональной подготовки, сдал зачёты на классную квалификацию третьего класса.

Иванцов С.И. Показал отличное знание уставов, наставлений и своих обязанностей по занимаемой должности, умело руководил расчётом, добиваясь выполнения поставленных задач и своих служебных обязанностей.

Изучил обязанности при переводе подразделения с мирного на военное положение, действия при мобилизации. (это только теоретически — к мобилизационным документам вряд ли допустят, да и времени на эти занятия практически не будет).

Совершенствовал свои знания в системе командирской подготовки и изучал технику и правила её эксплуатации самостоятельно.

Полученные в училище знания умело применял на практике. Проводил беседы и занятия с личным составом, используя методику обучения. На занятиях добивался активности обучаемых, эффективность занятий была высокой.

Наибольшие способности проявил в обслуживании техники во время ежемесячного обслуживания — знание техники, требования к подчинённым, правильное выполнение операций, контроль за их выполнением, ведение технической документации. 1

(Наибольшие способности проявил в руководстве повседневной деятельностью подразделения. Требовательность, следование уставам, постоянная забота о личном составе дали возможность завоевать личный авторитет у подчинённых.)2

(Наибольшие способности проявил в работе по воспитания подчинённых. Проведение лекций, занятий, индивидуальных бесед обеспечили знание подчинённых, особенности их характера.) 3

Во время стажировки Иванцов С.И. приобрёл опыт обслуживания техники, руководства расчётом, проведения занятий по технической подготовке. Научился практически работать при свёртывании и развёртывании агрегатов.

Зарекомендовал себя дисциплинированным и исполнительным военнослужащим, требовательным и инициативным командиром.

В работе проявлял организованность, умеет определить главное направление в обеспечении уровня боевой и мобилизационной готовности подразделения. Правильно распределял задачи среди подчинённых командиров (сержантов), умело направлял их на выполнение задач, стоящих перед подразделением.

В сложной обстановке не теряется, умеет сосредоточиться на главном. При изменении задач действует уверенно, проявляя инициативу.

При воспитании и обучении личного состава сочетает требовательность с заботой и подчинённых.

Расчёт, которым командовал Иванцов С.И. оценен хорошо. Подчинённые улучшили отработку нормативов, не было грубых нарушений воинской дисциплины.

Вооружение и техника поддерживались в хорошем состоянии, готовым к боевому применению.

В целом можно отметить курсанта Иванцова С.И. как требовательного командира, грамотного специалиста, добросовестного офицера, пользующегося заслуженным авторитетом среди подчинённых и начальников.

“___” января 2005 года

Руководитель стажировки

преподаватель кафедры тактики

полковник А. Технарёв

_” января 2005 года

Начальник расчёта

войсковой части 00000

капитан М.Михеев

Источник: http://www.compancommand.com/index/obrazec_kharakteristiki/0-3560

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.