Право на жалобу

Обращения граждан

Право на жалобу

Право граждан на обращение закреплено в ст. 33 Конституции РФ, где записано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

Вопросы приёма и рассмотрения обращений граждан регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года, законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года и рядом других нормативных актов, регулирующих порядок подачи общей и специальной жалоб.

Различают следующие виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба, ходатайство и петиция.

Предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения. Предложения, как правило, не связаны с нарушением прав и свобод гражданина.

Заявление – это обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина.

Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время.

В свою очередь государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 года создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нём. К основным функциям этого Управления отнесены:

а) централизованный учёт письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;

б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ, Правительству РФ и Администрации Президента РФ;

в) информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

На основании действующего законодательства можно выделить общее право жалобы, которым обладают все граждане независимо от правового статуса, и право специальной жалобы, которым наделены граждане как участники административного или дисциплинарного производства, гражданского, уголовного процесса и т.п. При этом общее право жалобы может быть реализовано в административномилисудебном порядке.

Общая административная жалоба реализуется в порядке, определённом ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года.

Закон устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба ими должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня её1 подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать своё право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется следующими особенностями:

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные или нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной и письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействия любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничивается каким – либо сроком, количеством жалоб по одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений – один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлён руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц; жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Специальное право административной жалобы дополняет право на общую административную жалобу. Её основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами – Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом вооружённых сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок её рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками её рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

В соответствии со ст. ст.

1, 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

– нарушены права и свободы граждан;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Законом установлен альтернативный порядок обжалования указанных действий – либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинённости органу, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу или государственному служащему.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива в суд по месту жительства гражданина либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой законом установлены следующие сроки:

– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

– один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

На государственные органы, чьи действия (решения) подлежат обжалованию, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений).

Гражданин освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Признав обжалуемое действие (решение) незаконным суд обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путём восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность органа (должностного лица).

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 276 июля 2004 года, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года, другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

Законодательство РФ и субъектов Федерации предусматривает возможность обращений граждан в форме ходатайств и петиций.

Ходатайство – это обращение гражданина с просьбой о признании за собой определённого статуса, прав, свобод, подаваемое в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств закреплён в ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О гражданстве РФ» и др.

Петиция –является разновидностью обращения граждан в зарубежных странах. Однако такое право закреплено и в законодательстве ряда субъектов РФ (Москве, Тамбове, Челябинске).

Источник: https://studopedia.ru/2_1718_obrashcheniya-grazhdan.html

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Право на жалобу

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Право жалобы

Право на жалобу

Жалоба – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время.

Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Так, в соответствии с Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003 г.

к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан.

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г.

данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: “Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит” .

Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют, – общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, КоАП, Трудовым кодексом).

Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу, и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений – один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются – КоАП, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

Источник: https://students-library.com/library/read/66680-pravo-zaloby

Российское административное право

Право на жалобу

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.

Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными.

Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др.

Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

В гражданско-правовых отношениях, построенных на началах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа: административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Иными словами, второй тип — это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.

Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды.

Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права.

Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.

В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Сейчас все чаще встречаются жалобы о незаконности нормативных актов.

В названном Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами.

Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других социально-культурных учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов, уполномоченные по правам человека рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие.

Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые работники. Обращение может быть подано в целях защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу.

По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы одновременно или в разное время.

Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

Но в настоящее время существует ряд ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

Она должна быть изложена на государственном, т.е. русском, языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.

Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать ряд соображений.

Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя либо место его работы, учебы. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес и место работы (учебы) — альтернативно, т.е. либо то, либо другое.

Во-вторых, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему внести в обращение необходимые сведения.

В-третьих, если в ходе проверки будет установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производство по жалобе должно быть прекращено.

А организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как будет установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней.

Отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т.д., необоснованны.

Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав. Оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В числе специальных — жалобы:

  • на действия и бездействие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируются ТмК РФ;
  • на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются НК РФ;
  • на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется КоАП РФ;
  • вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями;
  • иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы имеют такие особенности, как:

  1. наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
  2. специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
  3. четкое закрепление субъектов права на такую жалобу, признание таковыми, как правило, лишь некоторых, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
  4. установление письменной формы и адресатов жалобы;
  5. специальные сроки подачи жалоб;
  6. процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан.

В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу.

Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб. Действие обжалуемого акта может быть приостановлено.

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации.

Они должны:

  1. разъяснять гражданам такое право;
  2. принимать и устные, и письменные жалобы;
  3. работать с ними;
  4. информировать о работе с обращениями их авторов;
  5. систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

Источник: https://isfic.info/admis/nelis44.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.