Постановление об отложении исполнительных действий

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Постановление об отложении исполнительных действий

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.

Интересно отметить, что в ст. 38, 64, 68 Закона об исполнительном производстве термины «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения» различаются. Так, в ч. 1 ст.

38 Закона об исполнительном производстве речь идет об «исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения», а в ч.

4 той же статьи речь уже идет об «исполнительных действиях или мерах принудительного исполнения».

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе отложить:

  • исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения;
  • исполнительные действия;
  • применение мер принудительного исполнения.

Соответственно если судебным приставом-исполнителем отложено только применение мер принудительного исполнения, то исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве, могут совершаться.

Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц и т.д.

Статья 38 Закона об исполнительном производстве предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель могут отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель.

Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства.

Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.

На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте.

Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через какое-то время. В определенном смысле это действие схоже с отсрочкой исполнения.

Между тем предоставление такого права судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неоправданно и на практике может привести к волоките по исполнительным производствам1См.: Максуров А.А. Меры принудительного исполнения.

Отсрочка, рассрочка и изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Отложение исполнительных действии // Практика исполнительного производства. 2008. № 3. С. 89..

Право на обращение с заявлением об отложении исполнительных действий законом для должника не предусматривается.

Однако можно предположить, что мнение судебного пристава-исполнителя по отложению может быть сформировано, в том числе, и после сообщения должником сведений, препятствующих дальнейшему совершению исполнительных действий.

Если последний придет к выводу о необходимости отложения, то он совершит соответствующие действия но собственной инициативе.

Как выше отмечалось, судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.

Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 13 августа 2008 г.

№ Ф09- 5706/08-0 указал, что, поскольку отложения исполнительных действий произведены судебным приставом по различным основаниям, а Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий по различным причинам, оснований для признания обжалуемых действий судебного пристава незаконными у суда не имелось.

Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.

Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ. Следует отметить, что в связи с принятием Закона об исполнительном производстве ст. 435 ГПК РФ признана утратившей силу, а соответственно ГПК РФ не регулирует процедуру отложения исполнения.

В данной ситуации, как справедливо отмечено И.В. Решетниковой, возможно применение по аналогии ст. 203. 208 ГПК РФ, которые регулируют процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Такой вывод следует из того, что ГПК РФ допускает аналогию процессуального закона (ст. 1 ГПК РФ).

Кроме того, ст. 328 АПК РФ применительно к процедуре рассмотрения заявлений об отложении отсылает правоприменителя к ст. 324 АПК РФ, которая регулирует процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. В связи с этим возможно по аналогии использовать процедуру, предусмотренную ст.

203 и 208 ГПК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с просьбой об отложении конкретных исполнительных действий. Такими субъектами являются взыскатель, должник, а также судебный пристав-исполнитель.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя и судебном акте об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

Последствия несоблюдения этих требований в Законе не определены.

Представляется, что в случае нарушения этих обязательных требований взыскателем судебный пристав-исполнитель вправе отказать в удовлетворении его заявления, а в случае нарушения этих требований судом судебному приставу-исполнителю следует вынести постановление об отложении и обратиться за разъяснением определения суда.

Согласно п. 4 ст.

38 Закона об исполнительном производстве об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

По истечении срока отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения исполнительное производство продолжается.

Законодательство об исполнительном производстве не называет основания для отложения.

Однако возможность усмотрения судебного пристава-исполнителя в вопросе отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения или в отказе в этом существует только при рассмотрении заявления взыскателя.

В случае вынесения определения об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судом судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.

Источник: https://isfic.info/fssp/pristav75.htm

Отложение и приостановление совершения исполнительных действия или

Постановление об отложении исполнительных действий

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий или применению мер принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе их отложить.

Отложение исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения — перенос срока их совершения.

Основанием отложения совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения являются наличие таких обстоятельства, которые, по мнению судебного пристава-исполнителя, препятствуют их совершению или применению:

• неявка (по болезни, нахождению в командировке, в отпуске и т.п.) в назначенное для совершения исполнительного действия время понятых, переводчика, должника, взыскателя, если без их присутствия невозможно совершение исполнительного действия;

• рассмотрение заявленного отвода и др.

Отложить исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению сторон на срок не более 10 суток. О принятом решении он выносит постановление (см.

приложение № 108 к Приказу ФССП России от 31 января 2011 г.

№28), в котором излагает основания отложения исполнительных действий со ссылкой на конкретные обстоятельства, а также указывает новую дату, до которой откладывается исполнительное действие.

Копия постановления направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Такие же действия судебный пристав-исполнитель совершает и в случае отказа в удовлетворения ходатайства об отложении совершения исполнительных действий.

Решение об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения может быть принято и соответствующим судом.

Арбитражный суд принимает решение об отложении исполнительных действий по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.

328 АПК РФ, а суды общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 ГПК РФ.

В том случае, если решение об отложении исполнительных действий принял суд, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об отложении исполнительных действий.

Закон об исполнительном производстве не устанавливает ограни- 0 чений по количеству отложений исполнительных действий в период исполнения требований исполнительного документа

Из этого следует, что такое решение судебный пристав-исполнитель может принимать неоднократно, но только при наличии к этому достаточных оснований.

Приостановление исполнительного производства — временное прекращение совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения на основании решения суда или судебного пристава-исполнителя при наличии предусмотренных в законе обстоятельств, препятствующих осуществлению исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства, как и отложение исполнительных действий, означает перенос совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Однако при приостановлении исполнительного производства, в отличие от отложения исполнительных действий, невозможно точно определить срок, на который приостанавливается исполнительное производство.

Приостановление исполнительного производства возможно только при наличии обстоятельств, предусмотренных в законе (ст. 39-41 Закона об исполнительном производстве), т. е. они носят объективный характер.

А отложение исполнительных действий возможно на основе субъективной оценки судебным приставом-исполнителем причин, препятствующих совершению исполнительных действий.

Перечень обстоятельств, влекущих приостановление исполнительного производства, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Исполнительное производство может быть приостановлено на основании судебного решения или решения судебного пристава-исполнителя, полностью или частично (см. приложение №78, 79 к приказу ФССП России от 31 января 2011 г. №28).

Действующее законодательство об исполнительном производстве устанавливает как для суда, так и для судебного пристава-исполнителя обязательные и факультативные основания приостановления исполнительного производства. При наличии обязательных оснований суд или судебный пристав-исполнитель обязаны приостановить исполнительное производство, а при факультативных основаниях имеют право принять такое решение.

Суд обязан приостановить исполнительное производство в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях:

• оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, — до окончания рассмотрения по существу иска, оспаривающего такой документ, и вынесения судом постановления (а в случае с судебным приказом — до определения о его отмене);

• оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, — до окончания рассмотрения судебного решения по существу иска и вынесения судебного решения, определяющего судьбу оспариваемого административного акта;

• нахождения должника в длительной служебной командировки — до момента его возвращения из такой командировки;

• принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий — до окончания рассмотрения судом такой жалобы;

• обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения — до вынесения соответствующим органом или лицом решения о разъяснении смысла судебного акта или акта иного органа;

• в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается соответствующим судом (судом общей юрисдикции или арбитражным судом), в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель в 10-дневный срок в судебном заседании в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства суд выносит определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.

Исполнительное производство вправе приостановить и судебный пристав-исполнитель. В одних случаях он обязан приостановить исполнительное производство, а в других — вправе.

Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях (ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве):

• смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим — до момента определения правопреемника. А в случае признания должника безвестно отсутствующим — до момента передачи назначенному в соответствии с законодательством управляющему. Если спорное правоотношение не допускает правопреемства, то исполнительное производство подлежит прекращению;

• утраты должником дееспособности — до назначения недееспособному должнику опекуна;

• участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с российским законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях, — до окончания выполнения указанных задач;

• отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

• применения арбитражным судом в отношении должника-ор- ганизации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;

• принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшения его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора — до принятия судом соответствующего решения;

• направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель может приостановить исполнительное производство по заявлению сторон или по собственной инициативе в следующих случаях (ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве):

• нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении — до момента выписки его из этого лечебного учреждения;

• розыска должника-гражданина или розыска ребенка — до завершения такого розыска;

• просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту;

• направления постановления о поручении совершить отдельное исполнительное действие и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве — до получения результатов выполненного поручения.

Решение о приостановлении исполнительного производства может быть принято главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта РФ и их заместителями, но только в одном случае — при поступлении жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов. О принятом решении указанные лица выносят постановление в соответствии с требованиями ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

По приостановленному исполнительному производству до его во° зобновления применение мер принудительного исполнения не допускается

Как представляется, это же правило должно соблюдаться и в отношении совершения исполнительных действий.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно подлежит возобновлению, о чем выносится соответствующее постановление. Решение о возобновлении исполнительного производства принимает тот же орган или должностное лицо, которое приняло соответствующее решение о его приостановлении.

6.5.

Источник: https://sci-lib.biz/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/otlojenie-priostanovlenie-soversheniya-52317.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.