Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

a) Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

b) Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

c) Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

d) Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Вопрос 63. Административно-процессуальная правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.(не нашел)\

Вопрос 64. Понятие, признаки административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признакиадминистративного правонарушения.

Деяние: действие или бездействие.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.



Источник: https://infopedia.su/16xd23e.html

Понятие состава административного правонарушения и элементы структуры состава административного правонарушения

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Под составом административного правонарушения (проступка) понимается совокупность закрепленных КоАП признаков (элементов), наличие которых влечет административную ответственность.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты проступков.

Общимобъектом всех административных правонарушений (проступков) являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

В основу классификации административных проступков положен родовой объект, под которым подразумевается однородная группа общественных отношений (права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, порядок управления и т.д.).

Видовой объект – разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода.

Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) – конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство.

В КоАП непосредственный объект проступка сформулирован в конкретных статьях соответствующих глав Особенной части. В ряде случаев непосредственным объектом признается предмет посягательства.

Воздействуя на него, правонарушение воздействует тем самым и на общественные отношения.

Объективная сторона административного правонарушения – это система признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения. Признаками объективной стороны является деяние(действие, бездействие), последствия деяния, причинно-следственная связь между деянием и его последствиями.

Последствия и причинная связь для многих административных правонарушений не имеют значения. Обязательным и главным признаком является деяние, выражаемое в форме действия или бездействия. Факультативные признаки: способ, средства, место, время и обстановка, которые также могут отсутствовать.

Способ совершения административного правонарушения – это совокупность приемов и методов (например, способы совершения хищения: кража, мошенничество и т.д.).

Средства (физические эффекты (электроудочка) или орудия): например, орудия охоты или рыбной ловли и т.д.

Место и время: нецензурная брань в общественном месте; в запретное время (1-й вид) не допускается рыбная ловля (ст. 15.35.КоАП), нарушение сроков (2-й вид) выплаты заработной платы.

Обстановка – внешние условия, описанные в норме. Например: оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей (ст. 23.5.КоАП).

Субъект. В административно-деликтном праве субъектов делят на: общие и специальные.

Общие субъектыобладают общими признаками: возраст и вменяемость.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Физическое лицо в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности лишь за административные правонарушения предусмотренные ст. 4.3. КоАП: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1), мелкое хищение (ст. 10.5), умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9) и др.

Вменяемость – способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими во время совершения административного правонарушения. Невменяемость – это не способность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Специальные субъекты, кроме общих признаков, обладают дополнительными: должностное лицо, наниматель, военнообязанный, рецедивист и т.д.).

К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч.1ст.4.7.КоАП).

При этом должностные лица подлежат ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Субъективная сторона включает вину, мотив и цель.

Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело вредные последствия деяния; 3) желало наступления вредных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело его вредные последствия; 3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее: 1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния; 2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее: 1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния; 2) при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Мотив – это повод к действию, желание, побуждающее к совершению поступка. Чаще всего рассматривается в качестве дополнительного признака. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Цель – это то, чего стремится достичь правонарушитель. В КоАП цель указывается при описании отдельных административных правонарушений (ст.10.7, ст. 11.4 КоАП и др.).

Источник: https://poisk-ru.ru/s43374t9.html

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Что такое административное правонарушение (понятие, признаки, состав) подробно описано в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)».

Там это понятие расшифровывается, как противоправное, виновное действие (либо бездействие) какого-то физического лица либо юридического лица. За подобное деяние назначена ответственность, определяемая КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Квалифицировать правонарушение, как административное, либо какое-то другое помогут его признаки:

  1. Общественная опасность. Исходом действия, квалифицируемого как понятие административного правонарушения, является ущерб (либо урон) законным интересам и правам граждан, общества или даже государства. Такой признак можно назвать объективно указывающим на административное правонарушение.
  2. Противоправность. Наличествует тогда, когда в ходе определенных действий игнорируются правовые запреты, определенные положения финансового, трудового, административного и прочих разделов российского права. В самых разнообразных сферах человеческой деятельности стоят на страже отношений административно-правовые санкции. Поэтому их можно считать универсальными мерами. Данный признак правонарушения носит субъективный характер, потому что имеет прямую зависимость от воли, изъявляемой законодателем.
  3. Виновность. Рассматриваемое действие считается административным правонарушением тогда, когда оно совершено виновно, то есть умышленно либо по неосторожности. За невиновные деяния, допускаемые в гражданском праве, определена юридическая ответственность. Речь идет об объективном вменение.
  4. Наказуемость. Деяние, которое расценивается, как административное правонарушение влечет за собой применение, описанных в законодательных актах, мер административной ответственности. Обычно подразумеваются административные наказания. Они неменуемо настигают правонарушителей, если обстоятельства не предполагают освобождения от административной ответственности, исключения ее или ограничения по субъектным признакам.

Административное правонарушение: субъект, объект, состав

Очень важным с точки зрения права, является понятие – состав административного правонарушения. Его описывают, как набор объективных и субъективных показателей, изложенных в правовой норме, нужных и достаточных, чтобы квалифицировать чье-либо деяния в качестве определенного противоправного действия.

У административного правонарушения есть составляющие. Всего четыре элемента административного правонарушения. Первый – это объект, что значит совокупность описанных в законе и охраняемых ценностей, норм, интересов, которым наносится ущерб. Второй – объективная сторона.

Под ней понимаются юридические признаки, описанные в законодательстве и характеризующие деяние. Третий элемент – это субъект правонарушения, то есть лицо наносящее вред тем самым ценностям, нормам и интересам общества.

А под его стороной подразумевается психическая деятельность лица, его внутренние мотивы, которые являются четвертым элементом.

Замечание 1

Наличие состава административного правонарушения может являться достаточным и единственным основанием назначения ответственности. А вот при его отсутствии в каком-либо деянии, дело об административном правонарушении просто не может быть начато, а то, что все-таки было инициировано, будет обязательно закрыто.

Опиши задание

Состав административного правонарушения

Чрезвычайно важно определить состав административного правонарушения. Виды его делятся на три категории в зависимости от определенных признаков:

  1. В зависимости от уровня опасности для общества состав административного правонарушения может называться основным, либо с отягчающими обстоятельствами (то есть, квалифицированный), либо с особо отягчающими обстоятельствами (то есть, особо квалифицированный).
  2. В соответствии с описанием признаков, состав может быть простым (когда одного деяние, повлекло одно последствие, в наличии один объект и только одна форма вины) или сложным (когда описываются несколько правонарушений, объект тоже не один, формы вины разные).
  3. По особенностям Конституции, определяющим момент завершения правонарушения, состав подразделяется на материальный (он признается оконченным в момент наступления описанных в законе последствий) и формальный (он оканчивается в момент совершения деяния и не нуждается в наступлении определенных последствий).

В заключение, можно отметить, что понятие и состав административного правонарушения неразрывно связанные между собой дефиниции. Для назначения определенных санкций в случае административного правонарушения, необходимо определить его состав, ведь один он может стать решающим основанием для наступления ответственности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponyatie-administrativnoe-pravonarushenie/

Административное правонарушение: состав и квалификация

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

К содержанию

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств.

Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (глава 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (глава 6), охраны собственности (глава 7), порядка управления (глава 19), общественного порядка и общественной безопасности (глава 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:

  • деянием (действием или бездействием);
  • противоправностью;
  • виновностью;
  • деянием физического или юридического лица;
  • наказуемостью.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме.

Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства.

Мыслительные процессы не регулируются правом.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, вытекающим из самого термина, является противоправность, т. е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой раздела II (Особенной частью) КоАП РФ (ст.ст. 5.1 – 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Виновность – важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным означает установить, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.

Наказуемость – признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие – назначение административного наказания.

Следовательно, наказуемость – это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния.

Понятие и элементы состава административного правонарушения

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Понятие и содержание процесса квалификации административных правонарушений

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений – это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.

Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

Следующая статья

  • Участники производства по делам об административных правонарушениях

К содержанию

Источник: https://crimlib.info/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%B8_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.