Понятие объективной стороны административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды

Понятие объективной стороны административного правонарушения

ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ.

Состав административного правонарушения – совокупность установленных административно-правовыми нормами объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние (деяние и его последствия), как правонарушение.

Следует различать понятия «правонарушение» и «состав правонарушения». Правонарушение – это явление реальной действительности, то есть юридический факт. Состав правонарушения – это юридическое понятие (логическая конструкция) о правонарушении, которое излагается в диспозиции административно-правовой нормы.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъекта.

Виды составов административных правонарушений. Изучение составов административных правонарушений невозможно без классификации, без выделения однопорядковых групп, которые принято называть видами. Наиболее удачными представляются следующие классификации:

1. В зависимости от степени общественной опасности выделяют составы основные и квалифицированные.

2. В зависимости от характера ущерба их разделяют на материальные и формальные.

3. В зависимости от субъекта правонарушения – на личные и служебные (должностные).

4. В зависимости от структуры составы могут быть однозначными и альтернативными.

5. По особенностям конструкции они делятся на описательные и бланкетные (отсылочные).

КВАЛИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

(см. вопрос №54)

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

Объект состава административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права. Выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общим объектом состава административного правонарушения являются все общественные отношения, функционирующие в области государственного управления, регулируемые и охраняемые нормами административного права, а также во многих случаях регулируемые нормами земельного, аграрного, финансового, трудового, других отраслей права.

Родовой объект состава административного правонарушения охватывает однородную группу общественных отношений, образующих самостоятельную часть общего объекта.

В КоАП родовые объекты закреплены в главах Особенной части, а именно: отношения в области охраны труда и здоровья населения; отношения, связанные с правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом; отношения в области охраны окружающей природной среды; в области торговли, финансов, предпринимательской деятельности; общественный порядок и др.

Видовой объект представляет собой разновидность родового объекта. В качестве такого элемента состава выступает обособленная группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода (например, правила дорожного движения).

Непосредственный объект – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется противоправное посягательство, он содержится в определенной статье соответствующей главы Особенной части КоАП. Например, непосредственным объектом статьи «Умышленное легкое телесное повреждение» является здоровье другого человека.

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения. Объективная сторона представлена совокупностью обязательных и факультативных (дополнительных) признаков.

К обязательным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся: 1) общественно опасное деяние, выраженное в форме действия или бездействия; 2) общественно опасные (вредные) последствия; 3) причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. В зависимости от состава административного правонарушения выделяют различную совокупность обязательных признаков.

Так в правонарушениях с формальным составом предусматривается наличие одного обязательного признака – общественно опасного деяния, однако это не означает, что при данной конструкции никогда не наступают вредные последствия, напротив, они могут наступить, но для квалификации деяния и привлечения лица к административной ответственности наступление последствий является необязательным. Правонарушение считается оконченным с момента совершения общественно опасного деяния.

Для правонарушений, совершаемых с материальным составом, должна предусматриваться идеальная совокупность обязательных признаков: наличие общественно опасного деяния, общественно опасных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними. Правонарушение считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия.

Вопрос о том, с каким составом совершается правонарушение, разрешается в диспозиции административно-правовой нормы.

Если диспозиция статьи описывает одно или несколько деяний и не указывает на наступившие последствия – состав формальный, при указании в диспозиции на наступившие в результате совершенного деяния общественно опасные (вредные) последствия правонарушение совершается с материальным составом.

К факультативным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.

В отличие от обязательных признаков, влияющих на квалификацию деяния, которые необходимо устанавливать и доказывать в полном объеме, факультативные признаки такими особенностями не обладают.

Их приблизительное установление не будет являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождении лица от административной ответственности.

Однако если диспозиция административно-правовой нормы указывает время, место, способ или другие аспекты совершения деяния, в этом случае факультативные признаки автоматически становятся обязательными, следовательно, их наличие необходимо устанавливать в полном объеме.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15964t9.html

Признаки, характеризующие объективную сторону административного правонарушения

Понятие объективной стороны административного правонарушения

 Объективная сторона административного правонарушения – совокупность внешних признаков административного правонарушения

Признаки объективной стороны состава административного правонарушения:

– обязательные признаки – присутствуют во всех административных правонарушениях, без них отсутствует обязательный элемент состава административного правонарушения – объективная сторона;

– факультативные признаки – присутствуют не во всех административных правонарушениях, их отсутствие не влияет на признания общественно опасного (вредного) деяния административным правонарушением, однако если факультативные признаки прямо указанны в диспозиции статьи Особенной части КоАП они становятся обязательными.

Обязательные признаки объективной стороны для административных правонарушений с формальным составом.

Общественно опасное деяние.

Общественно опасное деяние – осознанное волевое активное или пассивное поведения лица, выражающиеся в совершении общественно опасного (вредного) посягательства предусмотренного административно-деликтным законом.

Формы (виды) общественно опасного (вредного) деяния:

– действие;

– бездействие (не совершение тех действий которые лицо обязано было и могло совершить в данных условиях в следствии чего был причинен вред охраняемым административно-деликтным законом общественным отношениям – ст.18.31 КоАП – неоплаченный провоз багажа).

Обязательные признаки объективной стороны для административных правонарушений с материальным составом.

1) Общественно опасное (вредное) деяние;

2) Общественно опасные (вредные) последствия;

Общественно опасные (вредные) последствия – это вред причиненный охраняемому АДП объекту, в результате совершения общественно опасного (вредного) деяния.

Материальные:

– физический вред;

– имущественный вред.

Нематериальные:

– моральный вред;

– организационный вред.

3) Причинная связь.

Причинная связь – это явление которое закономерно с внутренней необходимостью порождает другое явление рассматриваемое как следствие.

Факультативные признаки объективной стороны административного правонарушения:

– время;

– место;

– способ;

– орудия и средства;

– обстановка.

Понятие субъекта административного правонарушения. Виды субъектов административных правонарушений.

Субъект административного правонарушение – это деликтоспособное лицо (физическое или юридическое) которое совершило административное правонарушение.

Виды субъектов административного правонарушения:

1 Физические лица;

Согласно ст. 1.3 КоАП физическое лицо – это гражданин РБ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено КоАП.

Физические лица как субъекты административного правонарушения могут выступать в роли общих субъектов, а так же специальных: должностные лица – ст. 22.

10 КоАП (незаконный отказ в доступе к архивному документу); лица обязанные возмещать расходы затраченные государством на содержание детей находящихся на государственном обеспечении – ст. 9.

27 КоАП (уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению или работы).

Чтобы физическое лицо могло быть субъектом административной ответственности, оно должно обладать следующими признаками:

Достижение определенного возраста:

•в соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16 лет;

•ч. 2 ст. 4.3 содержит перечень конкретных правонарушений, за которые административной ответственности подлежит лицо в возрасте от 14 до 16 лет. (умышленное причинение телесного повреждения или иные насильственные действия – ст. 9.1 КоАП РБ, мелкое хищение- ст. 10.5 КоАП РБ, мелкое хулиганство – ст. 17.1 КоАП РБ всего 16 составов);

• согласно ч.3 ст. 4.3 КоАП если вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), лицо во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность, то даже по достижении 14 и 16 лет оно не подлежит административной ответственности.

Вменяемость;

• согласно ст. 4.4 КоАП в случае когда лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания (состояние невменяемости) оно не подлежит административной ответственности в любом возрасте.

2) Юридические лица;

Согласно ст. 44 ГК юр.

лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юр.лица либо признанная таковым законодательным актом.

Среди юр.лиц в отдельную подгруппу выделяют индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.

8 КоАП РБ физические лица подлежит административной ответственности как ИП, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение ИП к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физических лиц.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2219;

Источник: https://studopedia.net/7_8984_priznaki-harakterizuyushchie-ob-ektivnuyu-storonu-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Лекция 8. Административная ответственность

Понятие объективной стороны административного правонарушения

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

–  специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

–  особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

—  вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

—  небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

—  самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

—  мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

—  цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Источник: http://www.aup.ru/books/m228/9_3.htm

21. Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды

Понятие объективной стороны административного правонарушения

Объективнаясторона хар-ет прав-ие в его внешнемпроявлении. Это совокупность предусмотренныхнормой АДП признаков, характеризующихего во внешнем проявлении т.е. внешнююсторону.

Такие признаки, относящиеся кконкретному прав-ию, называются внорме-запрете соответствующей статьиОсобен. части КоАП. Обобщая эти признаки,можно выявить общие признаки объективнойстороны, хар-ные для адм. прав-ий.

К общимпризнакам относятся:

1) Обязательное деяние в форме действия или бездействия

Онихар-ют само деяние и его последствия,поэтому они всегда присутствуют вобъективной стороне. Главным, ведущимпризнаком объективной стороны выступаетдеяние(нарушение правил, требований,распитие, повреждение). Формы выражениядеяния могут быть самыми различными.Большинство составов адм.

прав-ийсконструировано законодателем так, чтопричинная связь между деянием ипоследствиями не имеют существенногозначения для хар-ки объективной стороныправонарушения. Немалая их часть несвязана с причинением материальноговреда, а является формальныминематериальными. По этой причинепоследствия в виде матер.

вреда и причиннаясвязь могут рассматриваться в качествепризнаков объективной стороны адм.право-ий лишь для отдельных видов.деянием является сам факт уничтоженияили повреждения. Действие – активноевоздействие на объект прав-ия и выражаетсяв различных формах: причинениетелесного повреждения(9.1), присвоениенайденного имущества(10.

6), незаконноепринятиеиностранной валюты в качестве платёжногосредства(ч.1 ст.11.1), нарушение установленногопорядка приёмаденежных средств при реализации товаровза наличный расчёт(ст.12.18).Противоправноебездействие – пассивное отношение кобъекту прав-ия. В некоторых случаяхсовершение прав-ия в форме бездействиясопровождается различного рода активнымидействиями.

Такие действия способствуютневыполнению возложенных на лицообязанности.В КоАП предусмотреныследующие формы бездействия: неисполнение,непредставление, нарушение сроков,непринятие мер, необеспечение,неуведомление, неиспользование.

4) Способ, средства, место, время и обстановка совершения право-ния

Факультативныепризнаки могут не использоваться приописании объективной стороны конкретныхсоставов право-ия. В КоАП отсутствуютнормы, в которых не было описанияпротивоправного деяния по сравнению сУК.

22. Способ, место, время и обстановка как признаки объективной стороны

Кфакультативным признакам объект.стороныотнос-ся: способ, место, время, обстановкасовершения. Способ– совокупностьприёмов и методов, применяемыхправонарушителем при совершениипротивоправного деяния. Это форма, вкоторой выражается деяние.

Любое деяниеимеет способ своего осуществления, н-р,способы осуществления мелкого хищения:кража, мошенничество, присвоение илирастрата. В КоАП способ совершенияправ-ия называется в ограниченном кол-вестатей Особен. части и по существу невыступает в качестве квалифицирующегопризнака прав-ия.

К отдельным видамспособов совершения деяний следуетотнести самовольное(без согласия),тайное, скрытное(те деяния, которые неразрешены) их совершение.

Место – определённаятерритория, пространство, где совершаетсяправонарушение. Оно используется вотдельных случаях при описании объективнойстороны состава право-ия в качествеквалифицирующего признака составаправ-ия. Н-р, распитие алког.

напитковна улице, стадионе, в сквере, парке и др.общественных местах; нецензурная браньв общественном месте.

Местом совершенияправо-ия в отдельных случаях рассматриваютсятранспортные средства и внутренниеводные пути, н-р, распитие, курение вобщественном транспорте.

Время– определённый в норме права промежутоктой или иной деятельности, в периодкоторого совершается прав-ие. Признаквремени имеет 2 вида:

1)такой промежуток времени, в течениекоторого запрещается совершатьсоответствующие действия(н-р, в запретноевремя не разрешаются добыча рыбы иливодных животных, охота);

2)промежуток времени, в течение котороготребуется совершить определённыедействия.их несовершение рассматриваетсякак прав-ие, т.е. бездействие в установленныесроки для совершения действий. Н-р,нарушение установленного срока подачизаявления о постановке на учёт в налоговоморгане.

Обстановка–внешние условия, описанные в нормеправа, при которых может совершитьсядеяние. Н-р, нарушение порядка во времясудебного заседания(ст. 21.1), оскорблениедолжн. лица ГО при исполнении им служебныхобязанностей(ст. 23.5).

Т.о.способ, время, место, обстановка совершенияправ-ия явл. значимыми признакамиобъективной стороны. Если они не названыв норме права и не являются признакамисостава прав-ия, то они могут не учитыватьсяпри определении меры административнойответственности.

Источник: https://studfile.net/preview/5622971/page:13/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.