Место жительства не имеет

Содержание

Место жительства и место регистрации отличия

Место жительства не имеет

Возможно ли находиться на территории Российской Федерации без регистрации? Достаточно ли иметь место жительства и при этом не иметь регистрации? Существует ли отличие между местом жительства и местом регистрации? На эти вопросы будут представлены ответы в данной статье.

Что такое регистрация по месту пребывания и регистрация по месту жительства?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует учитывать ряд понятий:

ПонятиеПояснение
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребыванияПостановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительстваПостановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства
Место пребыванияГостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно
Место жительстваЖилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительстваРегистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица

Как зарегистрироваться по месту пребывания?

Согласно ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.

Важно! Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

В том случае, если жилое помещение находится в населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, то регистрироваться по месту пребывания нет необходимости.

После того, как гражданин предоставит документы для регистрации по месту пребывания, орган регистрационного учета обязан зарегистрировать его не позднее трех рабочих дней со дня получения необходимых документов и не позднее восьми дней со дня получения документов в электронной форме.

Администрация учреждений обязана произвести регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания в случае пребывания его в следующих организациях:

  • в гостинице;
  • в санатории;
  • в доме отдыха;
  • в пансионате;
  • в кемпинге;
  • на туристской базе;
  • в медицинской организации или другом подобном учреждении;
  • в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ.

Следует учесть, что в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в принудительном порядке решением ОВД.

В том случае, если непрерывный срок пребывания гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания – он может быть освобождён от обязанности регистрироваться по месту пребывания.

Как зарегистрироваться по месту жительства?

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

№ 5242-I гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются следующие документы:

Документы

Источник: https://migrantplanet.com/mesto-zhitelstva-i-mesto-registracii-v-chem-otlichiya/

Сколько можно жить без прописки в паспорте: срок на прописку после выписки, можно ли жить без прописки

Место жительства не имеет

Это обязательная процедура, которая позволяет отслеживать миграцию.

Такая информация используется для организации жизни: можно рассчитать нагрузку на общественный транспорт в разных населенных пунктах, потребность в школах, детских садах, больницах, поликлиниках.

Государство может направить гражданину какое-либо извещение по почте, поскольку знает, по какому адресу послание доберется до получателя.

К регистрации «привязаны» некоторые госуслуги и реализация прав граждан. Например, если у ребенка нет регистрации, в детский сад и школу он пойдет по остаточному принципу – если будут места. Приоритет отдадут тем ребятишкам, которые зарегистрированы на территории конкретного муниципального образования.

Чтобы проать на выборах, гражданин должен быть зарегистрирован на территории какого-либо избирательного участка. Не обязательно ать именно там – физически опустить бюллетень в урну можно и в другом месте. Но для этого надо взять в избирательном участке по месту регистрации открепительный талон. Без регистрации сделать это будет невозможно.

Непросто будет и переоформить документы. Например, получить новый российский паспорт по месту регистрации можно за 10 дней, а чтобы переоформить его по месту временного пребывания, потребуется месяц.

Загранпаспорт «дома» сделают за месяц, а в другой местности – за четыре. И это не считая времени, которое уйдет на доставку документов до места получения.

Так что иногда будет легче дважды съездить в свой регион, чтобы подать заявление и получить паспорт, чем дожидаться, пока документы пройдут через все инстанции.

За проживание без регистрации законодательством предусмотрена административная ответственность. Штраф за такое нарушение — от двух до трех тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — три-пять тысяч рублей. Исключение сделано только для россиян, зарегистрированных в Московской или Ленинградской областях, а фактически проживающих соответственно в Москве или Санкт-Петербурге.

Самая большая сложность соблюдения требований об обязательной регистрации заключается в привязке ее в той или иной степени к имущественным правам.

Чтобы получить регистрацию по определенному адресу, нужно самому быть собственником жилья или состоять с собственником в хороших отношениях, чтобы он позволил зарегистрироваться на принадлежащей ему площади, да еще и сам поучаствовал в бюрократических процедурах по оформлению регистрации.

Из-за таких ограничений многие люди, переезжающие в другие города по учебе и работе, не регистрируют пребывание по новому месту жительства и не уведомляют государство о том, где фактически они живут.

Сколько можно жить без регистрации

За несоблюдение временных периодов по регистрации предусмотрена административная ответственность. Акт, регулирующий правила и порядок регистрации по месту жительства – Постановление Правительства от 17.07.

1995 № 713 об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает в течение какого времени нужно прописаться.

Если гражданин собирается жить в какой-то местности временно, у него есть 90 дней, в течение которых он может пребывать в таком месте без регистрации.

Но если пребывание затянулось дольше этого срока, придется идти получать регистрацию по месту пребывания.

Проживание без регистрации по месту пребывания по истечении 90-дневного срока считается нарушением, за которое положен административный штраф.

При этом, поскольку такая регистрация носит временный характер, гражданин не снимается с регистрационного учета по месту жительства п. 15 Правил).

Получить регистрацию по месту пребывания можно в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также в арендованном жилье.

В последнем случае регистрация будет возможна только в случае, если такое помещение пригодно для проживания и обладает соответствующим статусом жилого, а также если собственник этого помещения готов предоставить временному жильцу регистрацию.

В случае регистрации по месту проживания у гражданина есть неделя, чтобы подать документы для этой процедуры (п. 16 Правил).

Если человек, например, продал свое жилье и не может уложиться в этот срок на прописку, установленный законодательством, поскольку новое жилье еще не оформлено в его собственность, он может либо нарушить требование закона – превысить недельный срок и заплатить штраф, либо договориться с кем-то из родственников и зарегистрироваться по месту проживания в их жилье.

Нередко возникает вопрос: сколько можно находиться без регистрации в Москве. Поскольку Москва носит статус столицы государства, многие люди полагают, что правила пребывания на территории этого города отличаются от правил, установленных для других российских городов.

Однако это предположение не совсем верно. Сроки регистрации ничем не отличаются – 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства.

Отличаются штрафные санкции за нарушение этого требования – в Москве и Санкт-Петербурге штраф будет больше, чем в остальных российских регионах.

Что касается физического оформления регистрации, следует иметь в виду, что отметка в паспорте ставится при регистрации по месту жительства, а при регистрации по месту пребывания выдается свидетельство.

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ находится в ведении МВД России.

Ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета

За нарушение установленных законодательством правил регистрации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

Граждане РФ, проживающие по месту пребывания или по месту жительства без регистрации, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

За то же правонарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб.

для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Если наниматель жилого помещения по договору социального найма или собственник жилья допустят, чтобы в их квартире находились граждане, нарушившие предельно допустимые сроки проживания без регистрации, их тоже привлекут к административной ответственности. Таким лицам придется заплатить штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Однако в некоторых случаях граждане РФ могут быть освобождены от указанной административной ответственности:

  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в каком-либо населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Если непрерывный срок пребывания гражданина РФ в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении не превышает 90 дней, это будет основанием для освобождения гражданина РФ от ответственности (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация – это регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации.

Либо регистрация человека, который на самом деле не собирается пребывать или проживать в этом жилье.

Либо регистрация гражданина в жилом помещении, собственник или наниматель которого не собирался предоставлять такому человеку возможность пребывания в своем жилье (ст. 2 Закона N 5242-1).

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Такие действия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом лицо, совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Что будет, если нет прописки у ребенка

Проживание без регистрации в квартире детей, не достигших возраста 14 лет, грозит их родителям уплатой штрафа на общих основаниях, установленных ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ. Местом жительства детей признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст.

20 ГК РФ).

Это должно быть жилое помещение, в котором один из родителей (усыновителей или опекунов) постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в котором он постоянно или временно зарегистрирован по месту жительства.

Если родители новорожденного зарегистрированы в одном жилом помещении, ребенок регистрируется вместе с ними. Если место жительства у родителей разное, они могут сами выбрать, с кем из них будет зарегистрирован ребенок.

До достижения ребенком 14 лет он может быть зарегистрирован только вместе с кем-то из родителей, отдельная регистрация не допускается.

После того, как ребенку исполнится 14 лет и до совершеннолетия, он может регистрироваться по месту жительства бабушки или дедушки при условии, что родители дали на это согласие.

Источник: https://J.Etagi.com/ps/skolko-mozhno-zhit-bez-propiski/

Статья 20. Место жительства гражданина

Место жительства не имеет

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст.

55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина.

В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».

В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г.

N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах).

Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва.

Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли.

Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п.

При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г.

отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку.

Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России.

При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г.

N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н.

Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового.

Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина.

Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер.

Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст.

54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст.

27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст.

54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г.

N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения.

Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е.

последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е.

места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

Источник: http://stGKRF.ru/20

Можно ли в России жить без прописки? И что за это грозит?

Место жительства не имеет

Наверное, нет в нашей стране человека, достигшего сознательного возраста и не знакомого с понятием «прописка». В сознании большинства людей устойчиво укоренилось мнение, что именно с оформлением «прописки» ты становишься полноправным гражданином, имеющим «крышу над головой».

Само слово «прописка» употребляется только в обиходе, оно надежно закрепилось в разговорном языке еще со времен Советского Союза, когда прописка была обязательным условием проживания гражданина на определенной территории. Но с юридической точки зрения на данный момент такого понятия более не существует.

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. № 11 (2-1) «О законодательстве по вопросам прописки граждан» и затем Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г.

№ 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан» было признано, что положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Прописка в России была формально отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Сейчас официально в России прописки не существует, она заменена понятием регистрационный учет.

При этом, как обосновывается законодателем, данные институты имеют принципиальное отличие, прописка представляла собой некое разрешение на проживание на определенной территории, регистрационный же учет носит уведомительный характер.

При этом, по сути, постановка на регистрационный учет является обязанностью гражданина, а не его правом, так как в законе говорится, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в сроки, установленные законом.

Исполнение данной обязанности обеспечивается не в последнюю очередь мерами административной ответственности, проживание по месту жительства и по месту пребывания без регистрации может повлечь наложение на виновного административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

Виды регистрации

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация бывает двух видов: постоянная (по месту жительства) и временная (по месту пребывания).

Основное отличие данных видов регистраций заключается в том, что постоянная регистрация действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Также гражданина могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Временная регистрация оформляется в случае, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок – от 90 суток до пяти лет.

Для чего нужна регистрация?

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих постановлениях, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения прав и свобод гражданина. Регистрация в том смысле, в котором это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства либо месту пребывания.

Однако, при действующих правилах регистрационного учета отсутствие регистрации существенно осложняет жизнь гражданам, так как в первую очередь наличие регистрации выгодно самому гражданину. Для оформления пенсии, социальных льгот, постановки на учет автомобиля или других операций требуется регистрация по месту жительства (пребывания) в конкретном населенном пункте.

На слуху и многочисленные инциденты, связанные с трудностями поступления детей в школу и детские сады, прикрепления к поликлинике и так далее. Граждане не могут подтвердить статус молодой семьи и необходимость в субсидии на жилье, если не зарегистрированы в одном регионе.

Кроме того, без штампа о регистрации, скорее всего, не получится заключить договор, так как мало кто решится заключить соглашение с лицом без определенного места жительства. Встречаются даже случаи отказа в регистрации брака из-за отсутствия у одного из будущих супругов регистрации, причем как постоянной, так и временной.

Что делать, если нет регистрации?

При отсутствии постоянной регистрации можно оформить временную. Для этого потребуется согласие собственника жилья, в котором гражданин собирается «прописаться».

Для регистрации по месту пребывания понадобятся:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление о регистрации по месту пребывания (форма заполняется на личном приеме);
  3. документ, являющийся основанием для временного проживания по указанному адресу (это может быть договор найма, соцнайма, поднайма жилья; заявление человека, предоставляющего жилье, или иной документ);

Подать документы для регистрации по месту пребывания можно:

  1. онлайн, через портал государственных услуг РФ;
  2. в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
  3. в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Временную регистрацию оформляют, кроме того, в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении.

Сколько можно жить без регистрации?

В соответствии с п. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещении.

Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

То есть, если лицо снимается с учета по месту жительства, он обязан в течение 7 дней обратиться в органы учета для снятия с регистрационного учета и последующей регистрации на новом месте.

Если же гражданин не меняет постоянную регистрацию, а просто прибыл в регион отличный от места постоянной регистрации, то он обязан зарегистрироваться по месту пребывания в течение 90 дней.

Как вообще может случиться так, что у человека нет регистрации?

Если у человека нет текущей отметки в паспорте о наличии места жительства, его отношения с государственными механизмами в некоторых ситуациях значительно усложняются, а в некоторых – прекращаются совсем.

Причин, почему человек может остаться без регистрации, на самом деле достаточно много. Человек может добровольно сняться с регистрационного учета с намерением встать на учет в другом месте. Однако по каким-то причинам (например, семейным) не смог зарегистрироваться на новом месте.

На слуху и различные мошеннические схемы, в результате которых гражданин может лишиться не только регистрации, но и квартиры.

Квартиры одиноких и пожилых людей – традиционные цели злоумышленников. Схема действий мошенников, как правило, следующая: к пожилым и одиноким людям входят в доверие и в нужный момент просят подписать юридические бумаги, которые выдают за «трудовой договор» или «заявку на получение гуманитарной помощи». После чего жертва оказывается на улице или в доме престарелых.

Или, например, другой случай. Гражданин купил квартиру, зарегистрировался по месту жительства. Однако, через какое-то время оказалось, что продавец квартиры психически больной человек. Такую сделку могут оспорить в суде, например, его наследники. И в итоге, гражданин может оказаться на улице без квартиры и регистрации.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/bez-propiski-zhit-slozhno-no-mozhno-vse-chto-nuzhno-znat-o-prozhivanii-bez-registratsii

Проживание без регистрации по месту жительства согласно КОАП

Место жительства не имеет

Под местом жительства законодатели подразумевают адрес постоянной регистрации гражданина. Отметка о регистрации по месту проживания заносится в паспорт.Законом не запрещается россиянам проживать на территории страны без постоянной прописки. Но если человек длительное время не зарегистрирован по месту своего жительства, то тем самым он нарушает закон.

После изменения своего места жительства гражданин должен изначально сняться с учета по старому адресу и затем встать на регистрационный учет – по новому в определенные сроки.Стоит учитывать, что встать на миграционный учет в отведенные законом сроком обязаны даже новорожденные дети.

Допустимые сроки проживания

В зависимости от вида прописки законодательство устанавливает предельные сроки постановки на миграционный учет. Для временной регистрации это трехмесячный период или 90 дней, тогда как постоянной сроки сжаты всего до 1 недели. Такие временные рамки прописаны в Постановлении Правительства №713 от 95 года.

Это правило означает, что не позднее чем через 7 дней после переезда по новому месту жительства лицо должно встать на учет в ФМС и поставить отметку в паспорте с новым адресом.

Факт проживания без регистрации

Каким образом обычно устанавливается факт проживания без регистрации? Контролировать соблюдение законодательства о регистрации в России должна миграционная служба. Обычно специалисты ведомства не предпринимают сами мер по розыску людей, которые не оформили прописку в установленные сроки.

А факт длительного проживания без соответствующей регистрации выясняется в тот момент, когда лицо подает заявление о постановке на учет.Ведь рано или поздно человеку придется обратиться за постановкой штампа в паспорте о регистрации.

Иначе ему будет закрыт доступ к образовательным, медицинским, страховым услугам. Он не сможет трудоустроиться или оформить положенные субсидии или пособия.Как определяются указанные сроки? Допустим, человек продал квартиру.

7 дней начинают отсчитываться не с момента заключения договора купли-продажи, а после переезда в новую квартиру и вступления в права собственности. На период, предшествующий покупке, можно оформить временную регистрацию у родственников.

Ответственность

Административным нарушением в данном случае является пропуск семидневных сроков для постановки на учет по месту жительства. При этом в ряде случаев граждане могут быть освобождены от привлечения к ответственности.

Приведем перечень таких ситуаций по КОАП:

  • Если лицо имеет постоянную прописку в том же населенном пункте/субъекте РФ, но в другом жилом помещении. Аналогичное правило распространяется на города федерального значения: Москву и Санкт-Петербург.

  • Если человек, проживающий по данному адресу, является близким родственником собственника/нанимателя жилого помещения. К числу близких родственников относят супругов, детей, бабушек и дедушек, внуков, родителей (в т.ч. приемных).

Таким образом, если лицо предъявит документ, подтверждающий родственные связи с собственником жилья (свидетельство о рождении, заключении брака), либо свой паспорт с отметкой о регистрации в пределах региона/города (при отсутствии постоянной прописки – свидетельство о временной регистрации), то оно будет освобождено от ответственности за нарушение сроков.

Также контролирующие инстанции могут принять во внимание уважительные причины, которые препятствовали своевременной постановке на учет. Это может быть попадание в больницу из-за тяжелой болезни (потребуется справка от медицинской организации), нахождение в длительной командировке в другом городе или за рубежом.

 КОАП и размеры штрафов

Проживание лица по месту жительства без должной регистрации преследуется по Административному кодексу ст.19.15.1 КоАП РФ.Размер административного штрафа при нарушении сроков постановки на учет составляет от 2000 до 3000 руб.

К ответственности могут привлечь собственника жилого помещения (принимающую сторону), им могут выписать штраф от 2000 до 5000 руб.Юридическим лицам предусмотрены более суровые меры: они могут заплатить в виде штрафа от 250 до 750 тыс.руб.

Стоит дождаться уведомления от ФМС, в котором будут прописаны все реквизиты и конкретная сумма. Многие россияне отмечают, что несмотря на явное нарушение сроков при постановке на учет, они так и не получили требование об уплате штрафа.Таким образом, на постановку на учет по месту жительства россиянам отводится 7 рабочих дней.

Этот период начинается отсчитываться с момента заселения по новому адресу постоянной регистрации.Отсутствие регистрации по месту жительства не является в России тяжелым правонарушением и карается относительно небольшими штрафами до 3000 руб.

При этом обычно россияне сами заинтересованы как можно скорее встать на учет в ФМС по месту жительства, так как без этого качество их жизни резко ухудшится. Они не смогут рассчитывать на широкий спектр государственных и финансовых услуг.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/registracija/prozhivanie-bez-registracii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.