Место жительства и его юридическое значение

Статья 20. Место жительства гражданина

Место жительства и его юридическое значение

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст.

55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина.

В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».

В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г.

N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах).

Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва.

Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли.

Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п.

При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г.

отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку.

Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России.

При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г.

N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н.

Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового.

Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина.

Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер.

Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст.

54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст.

27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст.

54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г.

N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения.

Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е.

последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е.

места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

Источник: http://stGKRF.ru/20

Вопрос 15. Место жительства гражданина, место нахождения юридического лица и их юридическое значение

Место жительства и его юридическое значение

Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских правоотношений необходима четкая индивидуализация каждого субъекта гражданского права. Среди средств такой индивидуализации для граждан существенными являются имя гражданина и его место жительства.

Согласно ст. 20 ГК, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или перимущественно проживает.

Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства считается жилой дом, квартира, служебная жилая площадь, общежитие, дом-интернат для инвалидов, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных законных основаниях.

Для постоянного проживания характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, а отличительным признаком преимущественного проживания является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах.

Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. Временное отсутствие не означает перемену места жительства.

Некоторые граждане могут не иметь постоянного проживания из-за специфики своей деятельности (геологи, моряки дальнего плавания и т.д.).

Каждый гражданин может иметь только одно место жительства, которое должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).

Граждане регистрируются по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации, утверждаемыми Правительством РФ (ранее так называемая прописка).

Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7-ми дней со дня прибытия на новое место жительства подать в соответствующий орган заявление на регистрацию, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина в течение 3-х дней с момента подачи заявления.

Свободный выбор места жительства – одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое охраняется гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо. Четкость определения места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и выбор места жительства.

Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» устанавливает исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан на свободный выбор места жительства: в пограничной полосе, закрытых военных городках, ЗАТО, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Кроме того, п. 2 ст. 20 ГК устанавливает необходимое место жительства двух категорий лиц: несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет, и граждан, находящихся под опекой.

Они не могут по своему усмотрению выбирать место жительства – им признается место жительства их законных представителей.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждане, признанные ограниченно дееспособными, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителей.

От места жительства следует отличать место пребывания. Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, а также другое жилое помещение, где гражданин проживает временно.

По месту пребывание граждане также обязаны зарегистрироваться (как правило, регистрация осуществляется администрацией учреждения, где гражданин временно проживает). Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Юридическое значение места жительства:

для стабильности складывающихся правовых отношений презюмируется, что гражданин всегда находится в месте своего жительства;

в ряде случаев закон требует обязательного указания места жительства в документах (например, аваль подписывается авалистом с указанием его места жительства – ст. 881 ГК);

к месту жительства привязываются определенные юридические последствия (местом открытия наследства признается последнее место жительства наследодателя; место жительства должника необходимо знать для установления места исполнения обязательств; в связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного периода времени он может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим и т.д.);

в гражданско-процессуальном праве место жительства имеет определяющее значение для установления подсудности гражданских дел.

О местонахождении говорят применительно к юридическому лицу.

В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица, по общему правилу, определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Место нахождение юридического лица должно указываться в его учредительных документах.

Четкое указание места нахождения юридического лица важно для решения ряда вопросов его деятельности: определение места исполнения обязательств, когда оно не указано в договоре; установление территориальной подсудности дел; место уплаты налогов и др.

На практике местом нахождения юридического лица считают его почтовый адрес.

Вопрос 16. Понятие и признаки юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК).

Признаки юридического лица:

1) организационное единство:

а) наличие системы существенных социальных взаимосвязей (посредством которых люди объединяются в единое целое);

б) наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации;

в) наличие определенной цели образования и функционирования;

2) обладание обособленным имуществом (закрепление за юридическим лицом на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве самостоятельного распоряжения имущества, обособленного от имущества третьих лиц (в том числе создавших имущественную базу деятельности юридического лица)) (экономический признак);

3) способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени (способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам) (материально-правовой признак);

4) способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуальная правоспособность) (процессуально-правовой признак).

Основные цели создания юридических лиц (должны быть легальными и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав):

1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;

2) ограничение предпринимательского риска;

3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода в имущественной и нематериальной сфере.

Вопрос 17. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация.

Возникновение юр. лица включает непосредственное создание и гос. регистрацию. Юр. лицо может быть создано путем учреждения или путем реорганизации уже существующего юр. лица.

В теории и на практике выделяют 3 основных порядка создания ЮЛ:

1)Распорядительный (сегодня практически не применяется) – юр. лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

2) Разрешительный – инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юр. лица, а компетентный гос. орган проверяет законность образования данного юр. лица.

Этот порядок включает след. стадии: 1) инициатив. акт учредителей; 2) издание согласованного акта компетентного органа; 3) организационная работа.

Так создаются банки, коммерческого юридического лица с большим размером устав. капитала.

3) Явочно-нормативный (наиболее распространен) – здесь требуется лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный гос. орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юр. Лица общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме юр. лица.

Учредителями юр. лиц могут быть как физ., так и юр. лица с ограничениями, уст. законом, а также государство, гос. и муницип. образования в порядке, уст. законом.

Учредительные документы – правовая основа деятельности юридического лица (наряду с законодательством и иными нормативными актами) (в зависимости от указания закона юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора).

§ Устав (наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления его деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида) (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели их деятельности).

§ Учредительный договор (учредители обязуются создать юридическое лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; управление деятельностью юридического лица; порядок выхода учредителей (участников) из его состава)

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях).

Процедура создания юр. лица заканчивается его государственной регистрацией.

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах (в данной форме государство контролирует создание юридических лиц; признает их юридическим лицами и предоставляет им правосубъектность).

Особенности системы государственной регистрации юридических лиц (обязательность; единый субъект, осуществляющий государственную регистрацию; ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих регистрацию органов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации).

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр).

Основания для отказа в регистрации (непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).



Источник: https://infopedia.su/6x1238.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.