К судебным государственным пошлинам относят

Арбитражный суд Тамбовской области

К судебным государственным пошлинам относят

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения.

С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения.

Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют.

Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2].

Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму.

Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины – это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью – платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина – единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо.

С другой – наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам.

Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.

17 Налогового кодекса Российской Федерации, – при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, – ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора.

Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.

21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

Источник: https://tambov.arbitr.ru/news/smi/2197.html

Государственная пошлина – понятие, виды и размеры

К судебным государственным пошлинам относят

К пошлинам относятся регистрационные взимания денег, судебные, таможенные пошлины и другие. Некоторые виды товара провозятся беспошлинно. Во избежание негативных результатов следует понимать смысл и предназначение этого вида государственного взимания, а также обязательств по оплате.

Основные понятия и размер

В средние века феодалы собирали плату за перемещение по дорогам, мостам, использование леса, угодий. В наше время взимание и перечисление средств осуществляется в государственную казну.

Налоговый кодекс Российской Федерации характеризует это понятие как взимание средств с граждан, организаций, компаний, предпринимателей при обращении в уполномоченные инстанции органов местного самоуправления и федеральной власти. Исключением являются консульские учреждения.

Направления госпошлин, объекты налогообложения:

  • Обращение в мировые, общие суды, иски в арбитражный, Конституционный суд.
  • Нотариальная деятельность (оформление наследства, завещание).
  • Регистрация в органах ЗАГС, права собственности.
  • Миграционные, иммиграционные действия.
  • Федеральный пробирный надзор и действия, связанные с ним.
  • Регистрация лекарств, программ ЭВМ.
  • Право использования наименования «Россия», «Российская Федерация», а также сопутствующие словосочетания.
  • Вывоз достопримечательностей, артефактов, культурных достоинств государства.
  • Разрешение на вывоз опасных отходов, животных, растений, находящихся на стадии исчезновения.

Основными плательщиками налогов, пошлин являются граждане, организации, ИП.

Виды оплаты госпошлин:

  • Юридические действия. Это административные процедуры, регистрация ООО, ОАО, ИП, получение дублирующих документов, нотариальные операции.
  • Оплата судебных издержек.

Процедура исчисления и взимания пошлин должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае и регламентироваться законом.

Сколько необходимо заплатить соответствующему государственному органу за определенные действия зависит от размеров, установленных законодательством РФ. Ставку может назначить государственный орган. В случае неисполнения прямого обязательства, например, при оплате госпошлины в ИФНС, последний, может обратиться в суд и присудить, принудительно взыскать сумму с процентами.

Последнюю, обновленную информацию с внесенными изменениями можно получить в Справочно-правовых системах Гарант и Консультант Плюс.

Размеры государственных пошлин

Государственная пошлина в гражданском процессе назначается при подаче иска по имуществу, административного искового заявления.

Подлежат оценке при стоимости иска:

  • До 20000. От исковой цены 4%, не меньше 400 руб.
  • 20001−100000. Это 800 руб. и дополнительно взимается три процента суммы, превышающей 20 тыс. руб.
  • 100001−200000 руб. Госпошлина составляет 3200 руб. и два процента величины свыше 100000 руб.
  • 200001 руб. — 1 млн руб. Сумма 5200 руб. и 1% свыше 200000 руб.
  • От 1 млн руб. 13200 руб. и 0,5% суммы, превышающей 1 млн руб.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа взимается 50% стоимости. При подаче искового заявления на имущество без оценки составляет 300 руб. для граждан, для организаций — 6000 руб.

Госпошлина в суды общей юрисдикции по Налоговому кодексу указывает суммы пошлин по каждому действию. Действующая редакция ст. 333.21 НК РФ от 15.04.2019 описывает данные о размерах пошлин по делам, рассматриваемых Верховным или арбитражным судом.

Подача заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при стоимости иска:

  • До 100000 руб. Это 4% исковой стоимости, не менее 2 тыс. руб.
  • От 100001−200000 руб. Сумма 4000 руб. и 3% суммы, превышающей 100000 руб.
  • 200001−1000000. Сумма 7000 руб. и два процента суммы, превышающей 200000 руб.
  • 1000001−2000000. Пошлина 23000 и 1% от 1 млн руб.

Размер пошлины варьируется от 300 до 60000 руб. для населения, а для организаций, предпринимателей — от 6000−60000 руб.

Например, госпошлина в суд на взыскание алиментов в 2019 г. составляет 150 руб., а если иск подан на детей и свое содержание, размер пошлины удваивается (300 руб.). Чтобы расторгнуть брак нужно оплатить 600 руб.

Определены случаи освобождения от оплаты пошлины, льготы для отдельных категорий лиц. В зависимости от основания уплаты пошлина бывает фиксированной и индивидуальной.

Например, сумма пошлины в суд по неимущественному либо имущественному иску без оценки определяется для граждан в размере 100 руб., для компаний — 2000 руб. Для особого производства, заявлений о бракоразводном процессе, оспаривании актов величина определена в твердом денежном значении.

Иск до 10000 руб. может облагаться суммой четыре процента, но не менее 200 руб. Для личного расчета поможет специальный калькулятор, учитывающий величину, вид требований суда, а также особенности органов власти (Верховный, Конституционный, арбитражный или обычные суды) с учетом норм НК РФ.

Оплата и возмещение

Налоговый кодекс в части второй содержит необходимую информацию о госпошлинах. Она оплачивается по разным делам судами общей юрисдикции Российской Федерации, согласно гражданско-процессуальному кодексу (ГПК).

Налоговый период

Госпошлина включена в налоговую систему РФ, поэтому признается разновидностью налоговых платежей. Схожесть состоит в обязательности уплаты в государственную казну, распространении на нее общих правил, предусматривающих определение статуса плательщика. Отличие заключается в целевой характеристике и возмещении.

Пошлина подлежит уплате на всей территории страны. Суммы в разные периоды, согласно ст. 50, 56, 61, 611 и 612 Бюджетного кодекса, зачисляются полностью по нормативу 100% в доходную часть бюджета страны, субъектов России и местных бюджетов.

Статья 55 НК РФ не определяет налоговый период. Сроки уплаты предполагают оплату до момента совершения правового действия. Но существуют исключения. Это в срок 10 дней с момента вступления в силу решения суда, если лица являются ответчиками, а решение принято не в их пользу, истец освобожден от уплаты платежа.

Кодексом предусмотрены индивидуальные ставки в зависимости от органов, производящих юридически важные действия, характера сделок или выдаваемых документов. Установлены твердые, смешанные ставки налогообложения.

Исполнение обязательств

Оплата госпошлины осуществляется в любом отделении наличным или безналичным способом. Плательщик должен сохранить чек, квитанцию или платежное поручение об оплате.

Заполняется квитанция, в которой указывается КБК. Обычно данные предоставляются, но самостоятельно определить код можно в бюджетном классификаторе. В нее вносятся данные паспорта (серия, номер, место регистрации), свидетельства о рождении, военного билета или прочих документов, удостоверяющих личность.

Госпошлина в общие суды по НК РФ (ст. 339,19) должна устанавливаться в зависимости от величины искового заявления, а также от оценки имущества.

Сервис gos-poshlina.ru/ создан с целью упрощения, автоматизации процедуры оплаты госпошлины при обращении в суд, что обеспечивает быстрый доступ правосудию, а также позволяет экономить время. Для оплаты выбирают суд по наименованию и местонахождению, после чего реквизиты для платежа система формирует автоматически.

Платежные реквизиты индивидуальны для каждого региона, органа, поэтому получить информацию можно в конкретном органе обращения или на сайте. Плата может взиматься самостоятельно после получения плательщиком квитанции об оплате. Оплачивать можно через приложение, интернет-банкинг или банкоматы.

Возврат сумм

Вопросы возврата средств регламентированы ст. 333.40 Налогового кодекса.

Основания возврата пошлины:

  • Уплата платежа выше нормы. Осуществляется частичный возврат на разницу.
  • Отказ в приеме, возврат документов за совершение нотариальных действий. В случае договоренности может приниматься взаимозачет пошлины за повторное действие.
  • Заявление в суд не рассмотрено или прекращено дело.
  • Отказ плательщика от совершения оплаченных процедур.

При составлении мирового соглашения до решения судом возврату истцу подлежит половина уплаченной суммы. Это положение неактуально, если соглашение составлено в процессе исполнения судебного акта арбитража.

Не возвращается погашенное обязательство, когда условия истца удовлетворены ответной стороной после обращения последнего в арбитраж и вынесения решения о принятии заявления к производству, а также при утверждении соглашения судом общей юрисдикции.

Не возвращается оплата:

  • Госрегистрация заключения, расторжения брачного союза.
  • Изменение имени или любой записи в документах ЗАГС.
  • Регистрация или ограничение прав на недвижимость.

Плательщик заполняет заявление, затем передает его должностному лицу в компетентный орган. При возмещении суммы в полном объеме прилагаются оригинальные платежные документы, если возврат частичный — копии и оплаты.

Также допустим зачет излишне уплаченной суммы за аналогичные операции. Согласно НК РФ плательщик госпошлины вправе оформить рассрочку или отсрочку уплаты по прошению заинтересованного лица.

Большой перечень функций и действий государственных учреждений всех уровней, а также судебных инстанций облагаются госпошлиной. Величина платежа изменяется в зависимости от категории плательщика и действия.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/gosudarstvennaya-poshlina.html

Государственная пошлина 2019

К судебным государственным пошлинам относят

Государственная пошлина (или “госпошлина”) – это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий.

Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины – он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

Плательщики

Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо – как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.

За что уплачивается госпошлина?

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.

Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

Например, госпошлину нужно уплатить:

  • при обращении в суды – как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
  • и другие юридически значимые действия.

Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия.

Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • проигравшие судебный спор ответчики – в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
  • при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) – до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. – до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде – до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

  • Квитанция – если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
  • Платежное поручение с отметкой банка – если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

  • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  • И в некоторых других случаях.

Обращаем внимание!

Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Обращаем внимание!

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Обращаем внимание!

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

Размеры госпошлины установлены Налоговым кодексом по каждому виду юридически значимого действия, они также зависят от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица – 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.

21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ.

Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную – по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица – 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.

21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ.

Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Источник: https://ppt.ru/nalogi/gosposhliny

Госпошлина как правовая финансовая категория

К судебным государственным пошлинам относят

Государственная пошлина – особая разновидность налога. Еще в средневековье люди взимали определенную плату за проезд по мостам и дорогам, расположенным на территории некоторых государств и принадлежащим разным областям или городам. Уже тогда подобные сборы называли пошлинами.

И позднее уплата госпошлины была актуальна в случаях подачи исков в судебные органы. Ее платили и для того, чтобы подтвердить законность владения земельными участками и иными имущественными комплексами.

Рассмотрим виды и ставки госпошлины, которые действуют сегодня, а также существующие льготы и условия их предоставления.

Однако следует уточнить, чем отличается госпошлина от налогов:

Налог

↘ Индивидуальная безвозмездность: наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав)↘ Нерегулярность уплаты: нерегулярное изъятие денежных средств↘ Цель платежа: покрытие затрат, связанных с получением определенных услуг и прав

Госпошлина

↘ Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав)↘ Регулярность уплаты: регулярное изъятие денежных средств↘ Цель платежа: финансовое обеспечение деятельности государстваИндивидуальная безвозмездность как признак отличает налоговый платеж отсутствием эквивалентного объема выгоды от государственных услуг для конкретного налогоплательщика.

Налоговый платеж – это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг.

Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязанностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях. В отличие от налога, взамен уплаченной госпошлины, плательщику предоставляется какое-либо право или оказывается услуга, пропорциональная платежу.

Второй признак относительной регулярности отличает уплату налога определенной периодичностью в строго отведенные законом сроки, в то время как госпошлина уплачивается тогда, когда плательщик хочет приобрести какое-то право или воспользоваться юридическими услугами и т.п.

Третий признак – цель платежа. Как известно, налоги являются основным доходом Государственного бюджета для обеспечения его деятельности. Но госпошлина распределяется между бюджетами государства и взимающего государственного органа.

На территории Узбекистана обязательная оплата госпошлины предусматривается Налоговым кодексом Республики Узбекистан. Ставки госпошлины установлены согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан (№ 533) «О ставках государственной пошлины» от 3 ноября 1994 года. В 2018 году были внесены изменения в ставках государственной пошлины.

Выплаты по конкретным ставкам госпошлины сегодня могут быть направлены в загсы, судебные органы, нотариальные конторы, органы внутренних дел, а также иные организации, выступающие в качестве ответственных.

На территории Узбекистана госпошлина взимается в следующих случаях:

■ для того, чтобы в силу вступили те или иные договоры, завещания или договоренности;

■ при обращении в суды общей юрисдикции, по определенной ставке;

■ при обращении к мировому судье с просьбой рассмотреть определенное дело;

■ при въезде в страну или выезде из нее;

■ при обращении в экономические суды;

■ в случае подачи искового заявления в конституционные судебные органы;

■ при оформлении любой нотариальной документации;

■ при обращении в арбитражный суд;

■ в случае регистрации акта гражданского состояния. При снятии гражданства или получении права стать гражданином конкретной страны;

■ при обращении в ряд государственных структур за допуск к оформлению некоторых видов документации;

■ при регистрации или перерегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

ВИДЫ ГОСПОШЛИН УЗБЕКИСТАНА

◄ Выплаты госпошлины в суд. Важно отметить, что судебная пошлина оплачивается за ходатайства, жалобы, запросы, которые рассматриваются конституционными судебными органами. Помимо этого, сюда входят заявления искового характера, которые поступают в экономические, административные и гражданские суды.

◄ Нотариальная пошлина. Оплачивается за абсолютно все разновидности нотариальной деятельности, а также операции, которые возложены на нотариальные структуры.

◄ Регистрационная пошлина. К данной категории целесообразно отнести уплаты по конкретным ставкам госпошлины за регистрацию договоров аренды, актов гражданского состояния, носящих государственный характер, регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также организаций без формирования юридического лица.

◄ Административная пошлина. Здесь речь идет о документации на получение гражданства и въезд в страну, а также выход из гражданства и выезд из страны.

https://www.youtube.com/watch?v=_k0X0dl0pVw

Сегодня выдача документов и их дубликатов уполномоченными государственными структурами – это действие, наделенное юридическим значением. Именно поэтому при получении некоторых разновидностей документов необходима и обязательна оплата госпошлины.

ВАЖНО: Выдача копий этих документов производится без уплаты пошлины. То есть, за копии никакой оплаты от граждан и организаций не требуется.

Закон о налогообложении госпошлиной, который в настоящее время действует на территории Узбекистана, предусматривает большое количество льгот, которые оговорены в статьях 329, 330, 3301, 331, 332, 333, 334, 335 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Применение льгот учитывает не только социальную категорию того физического или реже – юридического лица, которое обязано произвести оплату в Государственный бюджет, но и юридическую значимость осуществляемого действия.

В случае уместности применения тех или иных льгот плательщик должен оформить или предоставить официальный документ по соответствующему образцу ходатайства о снижении ставки госпошлины.

В начале текущего года был принят Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», согласно которому были внесены изменения в вышеуказанные статьи Налогового кодекса.

Необходимо знать, что выплата госпошлины осуществляется в месте исполнения юридически значимого действия. При этом можно оплатить госпошлину как наличными деньгами, так и в безналичной форме.

При выборе второго варианта нужно предъявить платежное поручительство, где банк или другое уполномоченное казначейство должны проставить соответствующую отметку и печать.

В случае оплаты наличными денежными средствами предоставляется квитанция, оформленная по определенной форме.

Важно иметь в виду, что кассир или должностные лица структуры, где осуществлялась оплата, так или иначе являются ответственными за оформление квитанции по всем существующим в настоящее время требованиям.

Фируза БОЗОРОВА,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК РУз.

(с) «Soliq plus» (русская версия)

Подписаться на наш Телеграм канал:⬇️
https://t.me/joinchat/AAAAAFPOoRIhRLKDwGCXvg

Условия использования материалов:
Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.


1) Необходимо поставить голубой линк к слову “«Soliq plus» (русская версия)” и направить на наш телеграм канал:https://t.

me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.

Подписной индекс: 647

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cde90c86a5bb500b3d58869/gosposhlina-kak-pravovaia-finansovaia-kategoriia-5d008fdd7839c500ae768bb4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.