Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

Подписание административного иска лицом без высшего юридического образования

Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст.

208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ч. 9 ст.

208 КАС РФ определено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ.

Судебная практика

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подписано и подано в суд административным истцом, не имеющим высшего юридического образования. При этом дальнейшее ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование.

С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

Определением судьи суда первой инстанции, административное исковое заявление оставлено без движения, предложено представить документ, подтверждающий наличие у С. высшего юридического образования.

Определением судьи суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление возвращено.

При этом суд исходил из того, что административный истец не устранил все обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку это заявление подписано С. и подано им без приложения документа, подтверждающего наличие у него высшего юридического образования.

Также суд указал, что ордер адвоката, выданный коллегией адвокатов для представления интересов С., не устраняет выявленные недостатки, поскольку административный иск подан и подписан лично С., а не его представителем.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу чч. 1 и 3 ст. 55 КАС РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения С.

в суд) представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

На основании ч. 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

Законодательство об административном судопроизводстве не устанавливает требование о том, что административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно быть подписано только лицом, имеющим высшее юридическое образование (самим административным истцом или его представителем).

Таким образом, допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как дальнейшее ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование.

При таких обстоятельствах правовые основания для возвращения административного искового заявления С. отсутствовали.

Источник: http://optlaw.baxz.ru/podpisanie-administrativnogo-iska-litsom-bez-vysshego-yuridicheskogo-obrazovaniya/

Кс не посчитал требование о юробразовании представителя в административном судопроизводстве неконституционным

Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

Конституционный Суд вынес Определение № 1663-О/2020 по жалобе двух граждан на неконституционность ч. 1 ст. 55 и п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, согласно которым представителями по административным делам в судах должны быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Ранее суд общей юрисдикции оставил без рассмотрения административный иск Ивана Буланова, подписанный его представителем Сергеем Ивентьевым, мотивируя это тем, что данный документ подан лицом, не имеющим высшего юридического образования. Впоследствии апелляция поддержала решение первой инстанции.

В жалобе в Конституционный Суд оба гражданина указали на неконституционность ч. 1 ст.

55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Заявители также оспорили содержание п. 3 ч. 1 ст.

196 этого Кодекса, предусматривающего, что суд оставляет административный иск без рассмотрения, если он не подписан или подписан и подан в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

По мнению обоих заявителей, оспариваемые нормы необоснованно ограничивают право граждан на судебную защиту и свободу труда, поскольку не допускают участия лиц, прошедших курсы профессиональной переподготовки, в качестве представителей в суде по административным делам. 

Конституционный Суд не нашел основания для рассмотрения жалобы по существу. Со ссылкой на свое Постановление от 16 июля 2004 г.

№ 15-П Суд отметил, что конституционное право на судебную защиту и принципы состязательности и равноправия сторон не предполагают выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя.

КС также указал, что установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. При этом особенности процедур судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции и федеральных законов.

Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является КАС РФ.

Соответственно, предусмотренное этим Кодексом требование о наличии соответствующего высшего юридического образования, будучи направленным на обеспечение конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, имеет целью наиболее полное обеспечение защиты прав стороны в административном судопроизводстве и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что определение Конституционного Суда в очередной раз подтверждает ранее сформированные правовые позиции относительно требований, предъявляемых к представителям.

«После введения КАС в действие Верховным Судом РФ был дан ряд разъяснений, в том числе по вопросу необходимости наличия у представителя высшего юридического образования. В свою очередь, сами требования к представителям установлены в ч. 1 ст.

55 КАС РФ и заключаются в необходимости наличия полной дееспособности, отсутствия опекунов и попечителей, наличия высшего юридического образования, подтвержденного соответствующим документом.

При этом уровень высшего образования (бакалавр, магистр, специалист, кандидат наук) значения не имеет», – пояснила она.

По словам эксперта, в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия представителей, подтверждающие полномочия документы, их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

«Полномочия адвокатов и прокуроров дополнительного подтверждения не требуют, хотя на практике в первое время возникали некоторые проблемы с правоприменением.

У адвокатов часто также требовали подтверждения полномочий, игнорируя Закон об адвокатуре, в соответствии с которым к претендентам на статус адвоката предъявляются ряд требований, среди которых в частности наличие высшего юридического образования», – отметила адвокат.

Она заключила, что законодательством совершенно определенно установлены требования к представителям, которые в рассматриваемом случае не были соблюдены.

«Одновременно с этим, по моему глубокому убеждению, требования к представителям должны быть установлены тогда, когда их участие в процессе является обязательным.

В ситуации же, когда заявитель может представлять свои интересы лично, установление требований к представителям считаю излишним.

Цель, преследуемая законодателем и заключающаяся в обеспечении безусловной гарантии надлежащего исполнения обязательств со стороны представителя, является мнимой. Если у лица, обжалующего, например, то или иное действие(бездействие) органа, не имеется представителя, то он, следуя логике законодателя, и вовсе лишен возможности на равноправный, состязательный судебный процесс», – полагает Нарине Айрапетян.

Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин отметил, что Конституционный Суд повторил правовую позицию о том, что образовательный ценз для представителя в административном судопроизводстве установлен федеральным законодателем в развитие конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. «Применительно к КАС Суд уже неоднократно высказывался на этот счет, поэтому вряд ли новые жалобы в этом контексте имеют какую-либо перспективу», – полагает он.

Эксперт назвал верной позицию Суда: конституционному праву на квалифицированную помощь противопоставляется обязанность государства его обеспечить, что в условиях рыночной экономики возможно только путем создания регуляторных стандартов ее оказания.

«В некоторых случаях это означает, что регулирование навяжет гражданам определенный стандарт оказания юридической помощи (самый яркий пример – обязательная нотариальная форма сделки).

В этих условиях трудно судить о неконституционности положений КАС, что не исключает дискуссии об их целесообразности», – резюмировал Артем Берлин.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-ne-poschital-trebovanie-o-yurobrazovanii-predstavitelya-v-administrativnom-sudoproizvodstve-nekonstitutsionnym/

Административный иск – правила оформления и подачи, особенности | Правоведус

Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений.

В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков.

Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Форма и содержание административного иска

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны: 

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

иска напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Так, речь может идти об оспаривании решения органа власти, об обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. Рассмотрим каждое исковое заявление отдельно.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета. 

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Образец иска об оспаривании решения органа власти

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов.

Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав.

Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Образец иска на действия должностного лица

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя.

Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления.

Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Образец иска на действия судебного пристава-исполнителя

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить: 

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома.

Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании.

Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений: 

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме. 

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

Источник: https://PravoVedus.ru/library/doc/administrativnyiy-isk-pravila-oformleniya-i-podachi/

С 1 октября 2019 года представитель в суде должен подтверждать юридическое образование

Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

С октября 2019 года Гражданский процессуальный кодекс вступает в силу с изменениями, внесенными Федеральным законом No451-ФЗ. Нововведения отражают результат масштабной судебной и процессуальной реформы. Закон 451-ФЗ, в частности, затрагивает институт представительства в гражданском судопроизводстве, дополняя статью 49 ГПК РФ новыми нормами.

В новой редакции ч. 2 ст. 49 ГПК РФ звучит следующим образом: 

Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Первоначальной целью законодателей было закрепление в ГПК РФ положения о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица высшим юридическим образованием.

В пояснительной записке к законопроекту в первом чтении было указано, что нововведения вносятся для повышения качества юридической помощи и для обеспечения права граждан на квалифицированную юридическую защиту.

Участие в судебном процессе только юристов с высшим юридическим образованием уже апробировано в административном судопроизводстве и оправдало свою эффективность практикой применения.
Но уже во втором чтении депутат Крашенниников П.В. внес поправку, направленную на смягчение данного требования.

Парламентарии приняли предложение профессора и с 1 октября 2019 года норма об обязательном наличии высшего юридического образования не коснется дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами.

С 01.10.2019г. диплом юриста нужно предъявлять только в Верховном суде РФ, верховном республики, краевом, областном судах, суде города федерального значения, суде автономной области и суд автономного округа.

До 1 октября 2019 года представителями в судах любого уровня могли быть дееспособные граждане, полномочия которых оформлены надлежащим образом.

После 1 октября 2019 года норма не меняется для представителей в мировых и районных судах. На этих уровнях представителям нет необходимости доказывать свое образование по юридической специальности

А в городских, краевых областных судах, судах автономных областей и автономного округа, в Верховном суде РФ, представлять интересы смогут только:
1. Адвокаты;
2. Специалисты, имеющие высшее юридическое образование;
3. Граждане, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Более наглядно изменения представлены в следующей таблице:

Уровни судовПосле 1 октября 2019 года представителями могут быть:
Мировые судьиЛюбые дееспособные лицаНаличие диплома юриста НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
Районные суды (например, Выборгский районный суд Санкт-Петербурга)Любые дееспособные лицаНаличие диплома юриста НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
Верховные суды республик:

    • Верховный суд Республики Адыгея
    • Верховный суд Республики Алтай
    • Верховный суд Республики Башкортостан
    • Верховный суд Республики Бурятия
    • Верховный суд Республики Дагестан
    • Верховный суд Республики Ингушетия
    • Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики
    • Верховный суд Республики Калмыкия
    • Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики
    • Верховный суд Республики Карелия
    • Верховный суд Республики Коми
    • Верховный суд Республики Крым
    • Верховный суд Республики Марий Эл
    • Верховный суд Республики Мордовия
    • Верховный суд Республики Саха (Якутия)
    • Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания
    • Верховный суд Республики Татарстан
    • Верховный суд Республики Тыва
    • Верховный суд Удмуртской Республики
    • Верховный суд Республики Хакасия
    • Верховный суд Чеченской Республики
    • Верховный суд Чувашской Республики — Чувашии
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности
Краевые суды:

    • Алтайский краевой суд
    • Забайкальский краевой суд
    • Камчатский краевой суд
    • Краснодарский краевой суд
    • Красноярский краевой суд
    • Пермский краевой суд
    • Приморский краевой суд
    • Ставропольский краевой суд
    • Хабаровский краевой суд
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности
Областные суды:

    • Амурский областной суд
    • Архангельский областной суд
    • Астраханский областной суд
    • Белгородский областной суд
    • Брянский областной суд
    • Владимирский областной суд
    • Волгоградский областной суд
    • Вологодский областной суд
    • Воронежский областной суд
    • Ивановский областной суд
    • Иркутский областной суд
    • Калининградский областной суд
    • Калужский областной суд
    • Кемеровский областной суд
    • Кировский областной суд
    • Костромской областной суд
    • Курганский областной суд
    • Курский областной суд
    • Ленинградский областной суд
    • Липецкий областной суд
    • Магаданский областной суд
    • Московский областной суд
    • Мурманский областной суд
    • Нижегородский областной суд
    • Новгородский областной суд
    • Новосибирский областной суд
    • Омский областной суд
    • Оренбургский областной суд
    • Орловский областной суд
    • Пензенский областной суд
    • Псковский областной суд
    • Ростовский областной суд
    • Рязанский областной суд
    • Самарский областной суд
    • Саратовский областной суд
    • Сахалинский областной суд
    • Свердловский областной суд
    • Смоленский областной суд
    • Тамбовский областной суд
    • Тверской областной суд
    • Томский областной суд
    • Тульский областной суд
    • Тюменский областной суд
    • Ульяновский областной суд
    • Челябинский областной суд
    • Ярославский областной суд
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности
Суды автономный области и автономных округов:

  • Суд Еврейской автономной области
  • Суд Ненецкого автономного округа 
  • Суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 
  • Суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
  • Суд Чукотского автономного округа
  • Суд Эвенкийского автономного округа 
  • Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности
Суды городов федерального значения:

    • Московский городской суд
    • Санкт-Петербургский городской суд
    • Севастопольский городской суд
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности
Верховный суд Российской Федерации
  • Адвокаты
  • Лица, имеющие высшее юридическое образование
  • Лица, имеющие ученую степень по юридической специальности

При этом представители должны будут подтвердить свой статус: адвокаты – адвокатским удостоверением, лица с высшим образованием или ученой степенью — дипломами. Как заверять копии дипломом написано здесь.

Новой редакцией статьи 49 ГПК РФ предусмотрено, что вышеуказанные требования не распространяются на специальные субъекты, в том числе, на арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве.

Важное разъяснение сделал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 09.07.

2019 №26 «Лицо, которое до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ начало участвовать в деле в качестве представителя, в том числе путем подачи искового заявления, заявления, заявления о выдаче судебного приказа, после вступления в силу указанного федерального закона сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности (статья 49 ГПК РФ, статья 59 АПК РФ)».

Про все все значимые изменения ГПК можно почитать в других статьях:

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать через форму обратной связи:

Образование высшее юридическое. В 2001 году закончила ДВФУ по специальности «Юриспруденция». Диплом ДВС 0021766. Стаж работы по юридической специальности более 20 лет. Специализируется в области гражданского, предпринимательского, налогового, трудового, жилищного права.
Представление интересов в суде (контакт для связи @AnnaArtyuk (Telegram)

Источник: https://zakon03.ru/s-1-oktyabrya-2019-goda-predstavitel-v-sude-dolzhen-podtverzhdat-juridicheskoe-obrazovanie/

Кас рф и высшее юридическое образование у представителя

Административный истец должен иметь высшее юридическое образование

Разговаривают двое.

— Юридическое образование имеете? — Имею! — А умеете?

— Гипотетически, согласно диплому!

Несостоявшийся разговор по мотивам известного анекдота

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Такой импровизированный эпиграф к статье не случаен.

Кодекс административного производства (КАС РФ) вступил в действие 15 сентября 2015 года. Разумеется и у юристов, и у судов возникли вопросы по применению тех или иных норм. В том числе многих смутило требование о высшем юридическом образовании у представителя и его подтверждении.

В других процессуальных кодексах такого требования к представителю нет. В том же гражданском процессе представителем иногда является человек без юридического образования. На практике сам с этим сталкивался.

Как будет в едином процессуальном кодексе, который придет на замену ГПК и АПК, еще трудно что-то говорить. Прибавьте к этому возможное введение адвокатской монополии на представительство в судах и станет совсем грустно. Про адвокатскую монополию несколько слов скажу в одной из следующих статей. Не пропустите.

Поскольку вопросы по применению КАС возникают, то высшая судебная инстанция пройти мимо него не могла и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015) ряд разъяснений касается именно нового порядка административного судопроизводства.

В том числе даны разъяснения по вопросу подтверждения в судебном процессе наличия у представителя высшего юридического образования.

Перед тем, как перейти к нашей теме, поделюсь новостями из своей жизни.

Новость № 1. 19 декабря 2015 года, в эту субботу состоится Всероссийский тест по истории Отечества. Каждый сможет проверить свои знания об истории России, ее победах, достижениях и открытиях наших предков! Всех читателей призываю поддержать эту акцию и написать тест.

Организатором выступает Молодёжный парламент при Госдуме РФ. У нас в Удмуртии организацией площадок для проведения теста занимается Молодёжный парламент УР, членом которого являюсь и я.

Новость № 2. Сегодня впервые побывал в Музее им. М.Т. Калашникова. Очень интересную экскурсию провели с нами. Увидели самые первые образцы легендарного оружия.

Поневоле начинаешь гордиться тем, что живешь и работаешь в городе, где работал этот гениальный конструктор — М.Т. Калашников. Самый же интересный факт — первая партия автоматов была изготовлена на нашем заводе.

Там, где я работаю сейчас — ОАО “Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Теперь по теме.

Как представителю подтвердить высшее юридическое образование

Требования к представителям в суде по административным делам установлены ч. 1 ст. 55 КАС РФ. Ими могут быть лица:

  • полностью дееспособные;
  • не состоящие под опекой и попечительством;
  • имеющие высшее юридическое образование.

Высшее образование относится к профессиональному образованию наряду со средним профессиональным и подразделяется на следующие уровни в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  1. бакалавриат;
  2. специалитет, магистратура;
  3. подготовка кадров высшей квалификации.

Успешное освоение соответствующего уровня высшего образования подтверждается, согласно ч. 7 ст. 60 Закона об образовании:

  • дипломом бакалавра;
  • дипломом специалиста;
  • дипломом магистра;
  • дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

Основываясь на этих положениях, Президиум ВС РФ разъяснил, что наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться одним из перечисленных дипломов по юридической специальности.

Уровень высшего образования значения не имеет, представителем может быть как бакалавр, так и магистр юриспруденции. А может специалист или доктор юридических наук.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия представителей, подтверждающие полномочия документы или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

Президиум ВС РФ сделал вывод, что документы, подтверждающие наличие у представителя высшего юридического образования представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Причем распространяется требование о подтверждении наличия соответствующего образования как на представителя административного истца, так и на представителя административного ответчика, которым выступает обычно какой-либо госорган.

Короче, для диплома о высшем образовании нашли применение. Можно стряхнуть с него пыль, взять с собой в суд, показать и доказать, что вы не лыком шиты. Красный диплом влечет за собой автоматическое разрешение дела в вашу пользу без рассмотрения спора по существу.

«Издеваешься?» — спросите вы.

— Да, издеваюсь…

Кому не требуется подтверждать наличие образования

В первые дни действия КАС РФ у адвокатов и некоторых прокуроров началась веселая жизнь. По информации pravo.ru некоторые судьи отказывали в участии и тем, и другим, если ими не представлен документ о высшем юридическом образовании.

Хорошо хоть Президиум ВС РФ разъяснил, что не требуется им подтверждать свою компетенцию дипломом ВУЗа, напомнив, что помимо КАС РФ есть специальные законы, регулирующие деятельность адвокатов и прокуроров.

Начнем с адвокатов.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предъявляет к адвокатам особые квалификационные требования. Нельзя просто так взять и объявить себя адвокатом.

Хотя для неискушенного обывателя все юристы — адвокаты (для искушенного иногда тоже), мы понимаем, что статус адвоката дается лицу, если он соответствует определенным требованиям, содержащимся в Законе об адвокатуре:

  • успешная сдача квалификационного экзамена;
  • наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности;
  • наличие определенного стажа работы по юридической специальности.

Если лицу присвоен статус адвоката, значит у него имеется квалификация, позволяющая оказывать юридическую помощь на профессиональной основе. Подтверждается сей факт решением квалификационной комиссии.

Некоторые судьи об этом порядке, видимо, не знали. Мол, нет, родной, будь ты хоть трижды адвокатом, а диплом предъявить должен. Вдруг ты не образованный адвокат, а так…

С адвокатами еще можно понять. Но когда в процесс не допускается прокурор, не подтвердивший перед судом свое высшее юридическое образование, это уже диагноз. А болезнь — невнимательность и неумение мыслить логически.

В ст. 55 КАС РФ предъявляются требования к представителям по административным делам.
Но прокурор — не представитель. Это лицо, участвующее в деле, поскольку указано в соответствующем перечне ст. 37 КАС РФ. Требование о подтверждении наличия высшего юридического образования на них не распространяется.

Следовательно, прокурор не обязан представлять документы о наличии у него высшего юридического образования.

Это в Обзоре и разъясняется.

Хотя есть случай, когда прокурор может быть представителем органа прокуратуры. Тут ситуация аналогична примеру с адвокатами, только читаем уже Федеральный закон от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Конкретно п. 1 ст. 40.

1, закрепляющий, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Делаем вывод — подтверждение прокурором наличия высшего юридического образования в случае, если он выступает представителем органа прокуратуры, также не требуется.

Предлагаю законодательную инициативу. Пусть судья в начале судебного заседания, оглашая, кем из судей рассматривается дело обязательно сообщает о наличии у него высшего юридического образования с указанием номера диплома и названия ВУЗа, этот диплом выдавшего.

— Да, я снова издеваюсь!

Кстати, а зачем введено требование о наличии высшего юридического образования у представителей по административным делам?

Если без шуток, то введение такого образовательного ценза мера обоснованная.

В порядке административного судопроизводства рассматриваются дела, носящие публичный характер.

Рассматривается законность действий и решений публичных органов, их должностных лиц. Чтобы обосновать свою позицию по делу, требуется очень хорошее знание законодательства и умение выстроить на его основе процесс доказывания.

По административным делам гражданину противостоит лицо, наделенное властными полномочиями. Тот же госорган. А в административных отношениях они между собой неравноправны, у гражданина (или организации) властных полномочий нет.

Со стороны органа государственной власти в административном судопроизводстве обычно выступает специалист — квалифицированный юрист. Встает проблема обеспечить равное положение административного истца и административного ответчика.

Однако ч. 1 ст. 54 КАС РФ предоставляет гражданину право вести дела как лично, так и через представителя. Гражданин без высшего юридического образования, решивший что он самый умный вести дело лично, оказывается в невыгодном положении. Ведь представителем другой стороны скорее всего будет юрист.

Поэтому в КАС РФ ввели специальное правило, касающееся дел о признании нормативных правовых актов недействующими. Их лица без высшего юридического образования вправе вести только через представителей, согласно ч. 9 ст. 208 КАС РФ.

Дальше я задумался — гарантирует ли одно только наличие высшего юридического образования грамотную юридическую помощь?

Нет, не гарантирует, качество нашего юридического образования не настолько высокое, насколько хотелось бы. Сопутствующие факторы личностного плана тоже не всегда способствуют становлению профессионала в области права.

Чему не учат на юрфаке

Это не в рамках Обзора № 3, просто размышления на заданную тему.

Оставим пока без внимания развитие таких навыков, как финансовая грамотность, тайм-менеджмент, работа с клиентами, работа с подчиненными и т. д. Коснемся именно познаний в области права. Этому на юрфаке точно не учат.

Правовое образование у нас большей частью теоретическое. Хорошо, если преподаватель пристальное внимание обращает на изучение судебной практики. Если же преподаватель — это тот профессор, который ни разу не был в судебном заседании, ничего не видел кроме университетских кабинетов, то… Ничего кроме научных теорий, сваленных в общую кучу и забытых после экзамена, студенты не вынесут.

Вспоминаю свои годы обучения в университете. У параллельного потока гражданское процессуальное право вел такой вот теоретик. Посмотрел конспекты, а там мнение одного ученого по такому-то вопросу, мнение другого ученого по нему же, точка зрения профессора такого-то по этакой проблеме…

Задания в основном заключались в составлении всяческих таблиц, в основном цитирующих ГПК. Про судебную практику этот преподаватель вообще ничего не слышал, свято веруя, что «в России нет прецедентного права».

Ничего не имею против юридической науки. Сам ее люблю и уважаю. Но среднестатистический студент — это будущий практик. Юрист компании, адвокат, частнопрактикующй юрист, а также судья, прокурор, следователь, госслужащий и т. д. В науку уходят немногие.

Есть преподаватели, которые сами не очень ответственно относятся к преподаванию своего предмета. Вроде и лекции читают, и практические занятия проводят, но и требования порой ниже среднего уровня. Зачет, как правило, «автоматом». Экзамены — тоже. Но это обычно по узким отраслям или институтам права.

Другая сторона медали — конечно же сами студенты. Тех, кто пришел на юрфак по велению сердца и души, немного. Остальные по разным причинам тут оказались. Выбрали, потому что престижная специальность, других, будем откровенны, родители заставили. Юридическая династия, как же…

Желание у таких студентов тоже простое — лишь бы сдать зачет или экзамен. На троечку. Каким способом тоже неважно. Начиная от банального списывания, заканчивая… ну, вы догадываетесь, да?

Складываем одно с другим, когда одни не могут учить, другие не хотят учиться, но все делают вид, что учат и учатся.

Если выпускник решает работать по специальности, то имеем  очередного горе-юриста, «аблаката», безответственного следователя, равнодушного прокурора и т. п. (нужное подчеркнуть), который не умеет думать.

А по ним у людей складывается впечатление в целом о юристах, адвокатах, следователях, прокурорах и т. д.

Страшное дело, скажу вам. В голове смутные воспоминания энциклопедического характера и громкие заявления в духе «решу любую проблему». В умолчаниях остается способ ее решения со всеми  последствиями его применения.

Как гарантированно обеспечить высокое качество юридической помощи?

Почему-то некоторые подумали, что эту проблему решит введение адвокатской монополии. Дескать, качество оказываемых юридических услуг повысится. Привести в порядок сферу образования, в том числе и юридического, никто не догадался? На мой взгляд просто злонамеренное вредительство.

Так, я уже постепенно перешел к теме адвокатской монополии. На zakon.ru уже огромное количество обсуждений и мнений на этот счет высказано. У меня тоже есть, что сказать. Только это материал для отдельной статьи.

Возвращаясь к проблеме подтверждения высшего юридического образования согласно КАС РФ можно говорить об обоснованности этой меры. На бумаге получилось гладко. Дела, связанные с публичными интересами, должны рассматриваться с участием квалифицированных юристов.

Поскольку некоторые судьи являются такими же выпускниками, как я только что описывал, они стали требовать документы о высшем юридическом образовании от адвокатов, а иногда даже от прокуроров. Случаи не единичные, раз возникла необходимость разъяснения нормы Президиумом ВС РФ.

Подтверждение высшего юридического образования представителем пока не требуется в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Мое личное мнение — и не требуется. Хотя мнение Минюста России с моим может не совпадать (и скорее всего не совпадает).

( 5 среднее 5 из 5 )

Источник: https://lawyerlife.ru/sudebnaya-praktika/kas-rf-i-vyisshee-yuridicheskoe-obrazovanie-u-predstavitelya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.